рефераты по менеджменту

Менеджмент высшего образования

Страница
25

4. Типовые программы учебных дисциплин. Данные учебно-методические документы разрабатываются в со­ответствии с требованиями к специалисту и минимумом содержания по каждой конкретной учебной дисциплине, предусмотренными ГОСом (государственный компонент), а также с учетом современных мировых достиже­ний науки, техники и технологий, экономики, образования и культуры.

При разработке рабочих программ учебных дисцип­лин учитываются собственные традиции и научно-педагогическая культура, взаимодействие вуза с окружаю­щей социальной, культурной и экономической средой (ин­ституциональный компонент). Важным моментом при разработке как типовых, так и рабочих программ учеб­ных дисциплин, является определение и учет междисци­плинарных связей.

В программах учебных дисциплин предусматривается основная и дополнительная литература, необходимая для проведения и выполнения на требуемом уровне различ­ных видов аудиторных занятий, самообразования и само­стоятельной работы студентов.

5. Учебно-методическое обеспечение дисциплин учеб­ного плана, квалификационных практик и выпускных ква­лификационных работ. Это - системная совокупность документов, определяющая содержание, методику прове­дения и (или) выполнения, а также контроль различных видов учебной деятельности преподавателей и студентов. К таким документам относятся:

- конспекты лекций;

- методические материалы по: лабораторным работам, практическим занятиям, семинарам, курсовым проектам (работам), домашним заданиям, самообразованию, квалификационным практикам, выпускным квалификаци­онным работам и т.п.;

- наглядные пособия и иллюстративные материалы;

- программное и информационное обеспечение автома­тизированных обучающих и контролирующих систем;

- организационно-методическое обеспечение контроля и оценки знаний, умений и навыков студентов.

6. Расписание аудиторных занятий. Это — семестро­вый регламент проведения аудиторных занятий, разрабатываемый на основе рабочего учебного плана. Традици­онно данный регламент предусматривает одновременное изучение нескольких дисциплин в течение всего семестра. В этом случае для дисциплин с небольшой аудиторной нагрузкой планируются 1-2 часа в неделю, что от­рицательно сказывается на эффективности их изучения. Данный недостаток устраняется при модульной организа­ции учебного процесса, когда на изучение дисциплин того или иного модуля отводится промежуток времени, меньший, чем семестр. В результате даже для дисциплин с небольшой учебной нагрузкой планируется не менее тести часов в неделю, что побуждает студентов к напря­женному труду и способствует развитию их творческой инициативы.

Совокупность вышеуказанных документов является результатом этапа поисковых исследований и проектирова­ния УВП на различных уровнях: Кабинет Министров Рес­публики Узбекистан — Уполномоченный государственный орган по управлению образованием — высшее учебное за­ведение. На данном этапе устанавливается (проектируется) требуемое качество подготовки специалистов.

Что касается этапа реализации и контроля УВП, то на нем обеспечивается установленное качество. Его обеспе­чение в значительной мере зависит от управления УВП.

Причина любой неудачи — неумелое управление.

Резюме. Одним из важнейших этапов организации УВП является этап поисковых исследований и проектиро­вания УВП. На нем разрабатывается совокупность взаи­мосвязанных и взаимообусловленных документов, обра­зующих нормативно-правовую и учебно-методическую базу УВП. Здесь устанавливается требуемое качество подготовки специалистов.

Механизмы управления УВП

5.2.1. Педагогическое общение и стили педагогического руководства

Педагогическое общение - это профессиональное об­щение преподавателя с обучающимися на занятиях и вне их (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное на созда­ние благоприятного психологического климата . (А.А.Леонтьев).

Важнейшей задачей преподавателя при реализации УВП является создание благоприятного психологического

климата в отношениях со студентами и между ними. Меж­личностные отношения в группе преподаватель должен формировать целенаправленно, особенно на начальной ста­дии до момента саморазвития коллектива. Для этого он должен обладать достаточно высоким уровнем развития коммуникативных умений: склонности и способности к ус­тановлению контактов и связей, понимания обучающихся.

По данным С. В. Кондратьевой существует опреде­ленная взаимосвязь между уровнем понимания препода­вателем обучающихся и структурой его воздействий на них. Так, у преподавателя с высоким уровнем понимания на первом месте стоят воздействия организующего харак­тера, а у преподавателя с низким уровнем понимания -дисциплинирующего воздействия. Если преподаватель не уделяет достаточного внимания организации деятельно­сти обучающихся, то ему впоследствии приходится тра­тить много сил и времени на поддержание дисциплины.

Беспорядок возникает не потому, что люди анархичны и хаотичны, а потому, что их деятельность бывает плохо организована [15].

Эффективность педагогического общения, а следова­тельно и УВП, зависит от собственной активности обу­чающихся на занятиях. Поэтому организующие и другие воздействия преподавателя должны быть направлены на развитие этой активности.

Важной частью эффективного педагогического обще­ния является позитивное отношение к личности обучаю­щегося и система приемов поощрения. Содержание и кри­терии приемов эффективного поощрения (по П. Массену, Дж. Конджеру и др. ) приводятся ниже.

1. Поощрение осуществляется постоянно.

2. Преподаватель сопровождает объяснением, что именно достойно поощрения.

3. Преподаватель проявляет заинтересованность в ус­пехах обучающегося.

4. Преподаватель поощряет достижение определенных результатов и сообщает обучающемуся об их значимости.

5. Ориентирует обучающегося на умение организовать работу с целью достижения хороших результатов.

6. Поощрение для данного обучающегося должно быть соразмерно затраченным им усилиям.

7. Преподаватель связывает достигнутое с затрачен­ными усилиями, полагая, что такой успех может быть достигнут впредь.

8. Способствует проявлению заинтересованности в новой работе, когда прежнее задание выполнено.

9. Обращает внимание обучающегося на то, что повышение успеваемости зависит от реализации потенциаль­ных возможностей обучающегося.

Преподаватель в процессе педагогического общения осуществляет свои функциональные обязанности по управлению УВП. В этом плане отношения преподавателя со студентами в принципе аналогичны отношениям на­чальника с подчиненными (см. §4.1.1). При управлении УВП возможны те же стили поведения преподавателей, что и руководителей.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту