рефераты по менеджменту

Менеджмент высшего образования

Страница
27

При изучении проблемы отношения студентов к вы­бранной профессии необходимо рассматривать следую­щие вопросы [23]:

- удовлетворенность профессией;

- динамику удовлетворенности от курса к курсу;

- факторы, влияющие на формирование удовлетворен­ности (социально-психологические, психолого-педагогические, дифференциально-психологические, в том числе и половоз­растные);

- иерархию мотивов, определяющих позитивное или негативное отношение к избранной профессии;

- технологии и методы обучения.

Удовлетворенность профессией — это интегральный показатель, который отражает отношение субъекта к из­бранной профессии.

Чтобы выявить причины удовлетворенности или не­удовлетворенности профессией, применяют методику, направленную на изучение факторов привлекательности профессии. Методика впервые была предложена В. А. Ядовым. Ее измененный вариант (модификация Н. В. Кузьминой и А. А. Реана) приведен в Приложении 5.

5.2.3. Управление самообразованием

Очень важно научить обучающихся уметь проектиро­вать и создавать новое. Но для их саморазвития еще важ­нее научить творчески проектировать свою собственную деятельность.

Потребность в саморазвитии и самоактуализации - это основная составляющая зрелой личности. Эта по­требность представляет огромную ценность сама по себе. Саморазвитие и самоактуализация являются показателя­ми личностной зрелости и одновременно условием ее достижения. Они являются источником долголетия человека и не только физического, но и личностного, социального.

В развитых странах значительная часть программного материала учебных дисциплин изучается студентами само­стоятельно. Такой подход в организационном плане спо­собствует уменьшению недельной аудиторной нагрузки, например в Германии до 20 — 22 часов. В США, Велико­британии, Канаде, Бельгии и др. странах на каждый час лекций планируется два часа самостоятельной работы.

Самостоятельная работа преследует две цели:

- научить студентов работать самостоятельно, что необходимо для развития у будущих специалистов навыков творческого мышления;

- научить студентов получать знания путем самообразования, например, в виде индивидуальной работы под руководством преподавателя.

Индивидуальная работа (самообразование) студентов как одна из форм учебных занятий должна быть обеспе­чена организационно и учебно-методически. Задача пре­подавателей заключается в разработке указанного обес­печения, а также в проведении консультаций и контроля результатов самообразования. Что касается студентов, то их задача заключается в самостоятельном изучении и ус­воении части программного материала дисциплины, вы­несенного на самообразование. При самообразовании важен не объем изучаемого материала, а приобретение ключевых знаний.

Необходимо, чтобы образовательное учреждение привило вкус к образованию, научила получать удовольствие от учебы, создавало возможности научиться, развивало любознательность (Жак Делор).

Ниже рассматриваются различные формы организа­ции самообразования.

1. Изучение разделов или тем дисциплины по учебни­кам или учебным пособиям (при наличии их в достаточ­ном количестве). Такая организационная форма целесо­образна, как правило, для студентов первого курса, кото­рые практически не имеют опыта самообразования. Ре­зультаты этой работы проверяются на семинарах или коллоквиумах, по выполненным рефератам, индивиду­альным заданиям и т.д.

2. Усвоение части лекции по раздаточному материа­лу, что позволяет преподавателю уделить больше внима­ния изложению основного материала. Объем раздаточ­ного материала — 5 .8 машинописных страниц на каж­дую лекцию. Такая организационная форма самообразования целесообразна для общепрофессиональных и специальных дисциплин, т.е., как правило, для студентов старших курсов. Результаты данной работы проверяются на соответствующих этапах рейтинг-контроля.

3. Работы с автоматизированными обучающими и контролирующими системами как в рамках лекционных занятий, так и в рамках подготовки к лабораторным работам или практическим занятиям. Такая форма самооб­разования целесообразна для студентов всех курсов и возможна в вузах, где широко применяются информаци­онные технологии.

4. Работа над разделами или темами дисциплины по специальной или научной литературе (монографии, ста­тьи) при выполнении расчетно-графических заданий или рефератов, курсовых работ или проектов, выпускной квалификационной работы. Данная организационная форма самообразования целесообразна для студентов всех курсов. Ее результаты проверяются на соответст­вующих этапах рейтинг-контроля.

5. Изучение новой техники, аппаратуры, наукоемких процессов и технологий при прохождении квалификаци­онных практик. Эта форма работы возможна при тесной интеграции образования с производством и НИИ. Ре­зультаты проверяются при приеме отчетов по квалифи­кационным практикам.

6. Работа в студенческих СКБ или малых предпри­ятиях под руководством преподавателей или специали­стов в рамках как госбюджетной, так и хоздоговорной тематики вуза. Данная форма самообразования характер­на, как правило, для студентов старших курсов.

7. Углубленное изучение разделов или тем дисципли­ны, связанных с выполнением НИРС. Эта форма самооб­разования целесообразна для студентов всех курсов.

8. Учебные занятия с использованием методов актив­ного обучения (деловые игры, дискуссии, семинары, кол­локвиумы и т.п.), подготовленные студентами по актуальным проблемам науки, техники и технологий, экономики и культуры.

9. Экстернат по отдельным дисциплинам учебного плана.

10. Дистанционное образование.

Перечисленные организационные формы самообра­зования, естественно, не охватывают всего их многообра­зия. Другие формы должны генерировать преподаватели исходя из главной цели - научить студента учиться.

Альфой и омегой нашей дидактики да будет: изыскание и открытие способа, при котором педагоги меньше бы учили, а учащиеся же больше учились ( Я.А.Каменский ).

5.2.4. Контроль УВП

" .отсутствие оценки .это воздействие не ориентирующее, а дезориентирующее" (Б.Т. Ананьев).

Как отмечалось выше (см. §-4.2.4.), систематический контроль — это обратная связь, необходимая для обнару­жения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными. В УВП данная обрат­ная связь предназначена для:

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту