рефераты по менеджменту

Менеджмент высшего образования

Страница
14

- ясность и целенаправленность наглядности обучения и объяснений преподавателя;

- качество диалога (преподаватель — обучающийся). Такой подход к оценке показателей эффективности позволяет быстро определить области деятельности образовательного учреждения, в которых преобладают в ос­новном сильные стороны, или те, которые вызывают обеспокоенность. Кроме того, можно оценить другие области деятельности образовательного учреждения, не ох­ваченные обычным циклом проверки или связанные с национальными и местными особенностями.

Резюме. Качество в сфере высшего образования явля­ется многомерной концепцией, охватывающей все его функции и виды деятельности: учебные и академические программы, научные исследования и стипендии, уком­плектование кадрами, обучающихся, здания, материаль­но-техническую базу и оборудование, работу на благо об­щества. При решении проблемы качества нужно управ­лять всей совокупностью факторов, влияющих на него, в их взаимосвязи и взаимодействии, т.е. необходимо ис­пользовать системный подход.

В управлении качеством обучения и подготовки кадров существенную роль играют аккредитация и аттестация образовательного учреждения и его образовательно-профессиональных программ. В развитых странах акт ак­кредитации образовательного учреждения и его программ является выражением доверия к нему системы образова­ния и широкой общественности, которым оно служит.

3.3.4. Система тотального управления качеством

Главная цель профессионального образования — обес­печение выпуска конкурентоспособных специалистов и оказание конкурентоспособных услуг.

Сегодня волнуют общество и ждут своего решения следующие вопросы:

- Какова общая модель применения технологий управ­ления качеством в высшем образовании?

- Как задействовать апробированные в промышленности методы управления качеством для определения лучшей системы организации высшего образования?

- Как можно применить известные принципы управле­ния качеством для улучшения процесса общения между преподавателем и студентами ?

В настоящее время известна система тотального управления качеством -Total Quality Management TQM, в концепции которой следует особо выделить следующие моменты:

- TQM - массовое движение, каждый сотрудник высшего учебного заведения должен участвовать в дос­тижении высокого качества образования;

- каждый сотрудник, каждая кафедра, каждый вуз должны иметь своих «внешних и внутренних заказчиков и поставщиков». Управлять качеством необходимо для обеспечения «заказчика» конкурентоспособными специа­листами и оказания конкурентоспособных образователь­ных услуг;

- вуз не может эффективно развиваться только на усилиях руководства или нескольких высокопроизводительное сотрудников, поэтому каждый сотрудник вуза должен быть вовлечен в совершенствование образовательного процесса и удовлетворение требований «заказчика».

Все сотрудники, все кафедры, все подразделения вуза, все вузы должны выполнять две функции - свою ежедневную работу в соответствии со стандартным процессом и работу по совершенствованию этого процесса. Традиционное разделение труда, когда одни сотрудники выполняют ежедневную работу «на конвейере», а другие занимаются совершенствованием процесса в настоящее время малоперспективно;

- каждый выпускник-специалист и каждая услуга являются результатом определенного технологического процесса, поэтому повысить эффективность качества означает совершенствование процесса. Наиболее эффективно творческие возможности каждого сотрудника можно использовать при коллективной организации работы, зна­чит TQM требует умения работать в коллективе;

- самым важным аспектом успешной стратегии внедрения TQM является вовлечение в этот процесс ректора. Для этого имеется два фактора: первый — это создание интереса к новой технологии (в большей степени оно осуществляется вне вуза — семинары, общение с другими ректорами, личный опыт); второй, более важный, - опасения или кризис, связанный с возрастанием цен на коммунальные услуги, усилением конкуренции на рынке образовательных услуг, отсутствием целевого распределения выпускников, уменьшением заинтересованности со­трудников и др.;

- критическим фактором успеха внедрения TQM в вузе является организованное обучение: по принципу «домино» — от ректора до студента. Учиться надо на успехах и на неудачах — собственных, своих конкурентов, заказчиков, поставщиков. Обучение сотрудников вуза должно быть систематическим и непрерывным с разными интервала­ми для разных процессов. В вузе это — учебный час, день, неделя, семестр, год, пять лет;

- требования к качеству самого процесса, к его резуль­татам не всегда очевидны «заказчику», поэтому необходи­мо стремиться к удовлетворению скрытых потребностей «покупателя». При этом результаты деятельности вуза должны соответствовать государственным образователь­ным стандартам;

- оперативное совершенствование образовательного процесса должно ориентироваться на поиски и устранение слабых мест, недостатков в процессе, а долгосрочное — опираться на широкое исследование новых идей, анализ ка­чественных данных и интуицию руководителей;

- TQM не является строгой наукой. Не существует также единственно правильного способа внедрения TQM, оно должно соответствовать культуре и истории развития каждого вуза, возможностям и перспективам развития современных компьютерных технологий, используемых в вузе.

В университетах США и Франции проблемы тоталь­ного управления качеством рассматриваются в трех плоскостях:

- преподавание TQM как самостоятельной учебной дисциплины в вузовской и послевузовской подготовке кадров, в том числе по инженерным направлениям (многие вузы ввели эту дисциплину в качестве обязательной для всех студентов инженерных специальностей);

- организация преподавания других дисциплин с использованием принципов и методов TQM;

- организация управления вузом на основе идей TQM.

Знакомство с TQM начинается с рассмотрения эволю­ции понятия качества по четырем направлениям концеп­ции качества:

- соответствие стандарту;

- соответствие применению;

- соответствие стоимости;

- соответствие скрытым потребностям.

В сфере образования (в явном или скрытом виде) присутствуют все атрибуты концепции качества. Большая часть вузов республики придерживается первого требования концепции — главное, чтобы знания выпускника вуза соответствовали государственным образовательным стандартам. В этой позиции два недостатка: первый — ложное представление, что высокого качества можно достичь путем жесткого контроля, инспекции, т.к. в этом случае неизбежны столкновения интересов между теми, кто обучает студентов и теми, кто инспектирует качество подготовки; второй — пренебрежение потребностями образовательного рынка (стандарты не успевают за требованиями «покупателей»).

Для образовательного рынка Узбекистана характерна концепция «соответствие скрытым потребностям», так как многие потребители кадров все еще выдвигают достаточно примитивные требования к качеству специалистов, но в целом система высшего образования республики делает уверенные шаги по ориентации на совре­менную концепцию качества, опирающуюся на «соответствие стоимости».

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту