рефераты по менеджменту

Менеджмент высшего образования

Страница
41

Государственная помощь высшему образованию в среднем составляет 40-45% общих доходов вузов и распределяется следующим образом: из бюджета федерального правительства — 10—15%, из бюджета штатов — 25-30% и из бюджета местных властей — 2—5%. Федеральная помощь, по заключению американских специалистов, сформировалась, скорее, как результат необходимости, чем выгоды, и она выросла до своих нынешних размеров потому, что образование непосредственно служит национальным интересам, является существенным элементом национальной значимости.

Отметим, что нет однозначных сведений и аргументов в пользу большей или меньшей эффективности государственного или частного сектора высшего образования. Страны, имеющие высокий процент частных учебных заведений, достигают таких же результатов, как и страны, в которых сложились преимущественно государственные системы образования, и, наоборот, более высокая рас­пространенность частного образования не приводит к более удовлетворительным результатам ни в экономическом, ни в образовательном плане. Положительные ре­зультаты образования обычно связаны с факторами орга­низационного плана. Проблема в том, чтобы суметь вне­дрить динамизм частного сектора в управление государ­ственной системой образования, не допустив при этом, чтобы она утратила свой демократический характер. Эта проблема вновь приводит к вопросу об автономии вузов, о контроле за результатами их деятельности.

Итак, общемировые тенденции развития классиче­ских университетов в последние десятилетия позволяют отметить следующие общие тенденции в экономике высшего образования.

1. В большинстве стран Европы в течение ряда по­следних лет произошло относительное, а кое-где и абсо­лютное снижение финансирования высшего образова­ния. Это связано с некоторым общим экономическим спадом в европейских и североамериканских странах. Все крупнейшие университеты мира стали экономичнее в своих расходах не только на социальную сферу, но и на командировки своих профессоров и прием приглашен­ных. Например, в Гейдельбергском университете, кото­рым гордится Германия, постоянно проводится анализ всех учебно-научных лабораторий на предмет того, какие средства каждая из лабораторий привносит в универси­тет; в связи с неокупаемостью отдельные лаборатории закрываются.

2. Вузы большинства развитых стран во все большей степени из учебно-научных и культурных центров, фи­нансируемых государством, становятся экономическими субъектами рыночной экономики со всеми свойствен­ными предприятию атрибутами; в том числе производит­ся оценка эффективности и экономической целесообраз­ности структурных подразделений. При университетах растет количество разных экономически выгодных до­полнительных форм образования, а научные исследова­ния носят все более прикладной характер и финансиру­ются фирмами или частными фондами. Активно ведутся исследования себестоимости подготовки специалистов на разных формах обучения, рассматриваются варианты дифференцированной платы за обучение.

3. Резкий рост предлагаемых вузами в последние годы дополнительных образовательных услуг, в том числе и в рамках послевузовского образования. Этот процесс сти­мулирует и государство, нуждающееся в более квалифи­цированных кадрах, и негосударственный сектор, заин­тересованный в повышении квалификации своих работ­ников. Вузы тоже заинтересованы, в том числе и эконо­мически, в развитии системы предоставляемых дополни­тельных образовательных услуг. В США, например, вузы от постдипломных и дополнительных образовательных услуг получают гораздо больше средств, чем от платы за обучение в бакалавриате.

4. Стремление вузов ко все большей автономии, обосновываемое, в частности, тем аргументом, что вузы во все меньшей степени финансируются государством и в большей — за счет собственных заработанных вузами средств, уравновешивается возрастающим контролем со стороны государства. Создаются механизмы регулярного контроля за деятельностью вуза. В США государство, например, стимулирует работу различных аккредитаци-онных агентств (профессиональных или территориаль­ных), во Франции создан специальный Национальный комитет по оценке образования.

Маркетинг в системе высшего образования

6.3.1. Прогнозирование в системе маркетинга

Маркетинг — одно их важнейших направлений деятель­ности по привлечению внебюджетных средств. В марке­тинге, как и в других прикладных дисциплинах и сферах экономической деятельности, большую роль играют под­робности, конкретные детали, приобретающие нередко значение решающего фактора, в то время как в привычном понимании они воспринимаются как «излишние».

Маркетинг — это философия рыночной деятельности и одновременно руководство к действию.

Предоставляя огромные возможности для решения рыночных и иных проблем, маркетинг требует для своего полного и правильного использования большой подгото­вительной работы, творческого подхода.

Содержание понятия «маркетинг» охватывает широ­кий спектр форм и методов, обеспечивающих на основе обмена постоянно изменяющиеся потребности людей и организаций, общества в целом. Маркетинг охватывает:

-сущность, принципы, методы и функции человеческой деятельности, имеющей отношение к рынку;

- виды рынков, рыночный механизм, предложение и спрос;

- стратегию и тактику маркетинговой деятельности;

- планирование — план маркетинга и его виды, про­граммно-целевые методы в маркетинге;

- товар - понятие товара, виды товаров, жизненный цикл товара (ЖЦТ), качество, конкурентоспособность товара, товарную политику, управление товарным ассорти­ментом, сервис;

- товародвижение и сбыт — элементы системы това­родвижения, каналы товародвижения, управление товаро­движением, организацию сбыта товаров;

-цены и ценообразование — цены в маркетинговой дея­тельности, методы расчета цен, вопросы ценообразования, ценовую политику;

- формирование спроса и стимулирование сбыта, рек­ламу и ее задачи, виды рекламы, выставки и аукционы, планирование рекламных кампаний, рекламный бюджет;

- информационное обеспечение, комплексные исследова­ния в рамках отдельных сегментов рынка по видам услуг, по юридическим и физическим лицам и др., анализ и про­гнозирование рынка;

- организацию маркетинговой деятельности — принци­пы организации, организационные структуры;

- управление и контроль маркетинга, виды управления и контроля, ситуационный анализ, ревизия маркетинга и т.д.

Прогнозирование в системе маркетинга — основной и завершающий этап комплексного изучения рынков, главные результаты которого закладываются в основу экономических программ.

В условиях социально-экономических преобразова­ний, происходящих в республике, формирования рынка труда особо важным становится механизм государствен­ного управления процессами подготовки, трудоустройст­ва и занятости специалистов.

Решение этой проблемы обеспечивается благодаря созданию системы прогнозирования спроса в специали­стах, сформированности так называемого «портфеля за­казов» с учетом потребностей производства, сбалансиро­ванности этой потребности с количественными показате­лями приема студентов по вузам, регионам, специально­стям, совершенствованию работы маркетинговых служб, сопряженных с системой государственного регулирова­ния экономики, выработкой основных пропорций в подготовке специалистов с высшим и средним специаль­ным образованием по различным отраслям экономики.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту