рефераты по менеджменту

Менеджмент высшего образования

Страница
24

Для родителей (в основном в системе общего среднего и среднего специального, профессионального образования) предусмотрена анкета (см. Приложение 3), вопросы кото­рой связаны с умением преподавать, умением воспитывать и личностными качествами преподавателей, а также с усло­виями учебы ребенка. Ответы на поставленные вопросы предлагаются на четырех уровнях: да (5 баллов), скорее да (4 балла), скорее нет (3 балла) и нет (2 балла).

В анкете для родителей имеется один открытый во­прос, связанный с их предложениями по улучшению ра­боты образовательного учреждения.

Самооценка ресурсов

Самооценка ресурсов учебно-воспитательного про­цесса осуществляется его непосредственными участни­ками: преподавателями и обучающимися. Здесь также важно мнение родителей, особенно в системе среднего специального, профессионального образования. Для проведения данной самооценки в комплекс анкет для преподавателей, обучающихся и их родителей включе­ны вопросы, связанные с ресурсами учебно-воспитательного процесса.

Преподаватели оценивают (см. Приложение 1) ма­териально-техническую и информационную базу (учеб­ники, учебные пособия и др.), условия труда и его ма­териальное вознаграждение и т.д.

Обучающиеся оценивают (см. Приложение 2) весь комплекс ресурсов учебно-воспитательного процесса:

- состояние учебного заведения в целом и безопасность в нем;

- состояние аудиторий (классов) и их оснащение необ­ходимыми принадлежностями;

- материально-техническую базу для проведения лабораторных и практических работ;

- информационную базу;

- общественное питание и медицинское обслуживание;

- спортивную базу и др.

Родители обучающихся оценивают (см. Приложение 3) в основном условия, в которых реализуется учебно-воспитательный процесс: соблюдение чистоты и порядка в учебном заведении, безопасность, общественное питание, медицинское обслуживание и др.

4.3.5. Самоконтроль как основа совершенствования образовательного учреждения

Результаты анализа* ответов по комплексу анкет яв­ляются основой для рекомендаций при разработке плана развития образовательного учреждения, в том числе по направлениям, связанным с повышением качества учеб­но-воспитательного процесса:

- повышение квалификации и (или) переподготовка преподавательских кадров;

- совершенствование условий реализации учебно-воспитательного процесса:

- совершенствование материально-технической базы лабораторных и практических работ:

- развитие информационной базы (учебники, учебные и наглядные пособия и др.);

- улучшение морально-психологического климата во взаимоотношениях между преподавателями и обучающи­мися;

- развитие системы объективного контроля и оценки знаний, умений и навыков обучающихся;

- совершенствование воспитательной работы. Рекомендации даются в соответствии со структурой

(по факторам) обобщенной модели преподавателя. При этом наряду с рекомендациями приводятся механизмы и направления их реализации.

Следующие шаги в цикле совершенствования образо­вательного учреждения - это реализация плана развития, последующая самоаттестация, новый план развития и i д. по расходящейся спирали (рис 4.05). Данный цикл явля­ется основой повышения качества учебно-воспитательного процесса.

Рис 4.05. Цикл совершенствования образовательного учреждения

Резюме. Важным механизмом управления высшим учебным заведением является самоконтроль учебно-воспитательного процесса производителями (научно-педагогические и педагогические кадры) и потребителями (обучающиеся, их родители, заказчики кадров) образова­тельных услуг. В его основе лежит анонимное анкетиро­вание по комплексу вопросов, охватывающих все аспекты учебно-воспитательного процесса. С учетом результатов самоконтроля руководство совместно с представителями общественных организаций разрабатывает план развития вуза и организует его выполнение.

Проектирование учебно-воспитательного процесса

Основным и конечным результатом учебно-воспитательного процесса в вузе является сам обучающийся: развитие его лич­ности, способностей, компетентности и обеспечение профессиональных знаний, умений и навыков.

Учебно-воспитательный процесс (УВП) в организаци­онном плане подразделяется на два основных этапа:

- поисковые исследования и проектирование;

- реализация и контроль.

Поисковые исследования заключаются в прогнозиро­вании потребности в соответствующих специалистах, оп­ределении опережающих квалификационных требований к ним, изучении возможностей реализации этих требова­ний на конкурентоспособном уровне. Результатом этих исследований является компетентное положительное (или отрицательное) заключение о необходимости и воз­можности подготовки соответствующих специалистов.

Проектирование УВП заключается в разработке сово­купности взаимосвязанных и взаимообусловленных доку­ментов, образующих нормативно-правовую и учебно-методическую базу УВП. К ним относятся:

ГОС "Классификатор направлений и специальностей высшего образования". В данный нормативно-правовой документ в установленном порядке вносится новое на­правление (или специальность) подготовки. Если же направление (или специальность) подготовки предусмотрено Классификатором, то сразу разрабатывается следующий документ.

1. ГОС "Требования к обязательному минимуму со­держания и уровню подготовки бакалавра по направлению (или магистра по специальности)". Для обеспечения запланированных опережающих квалификационных требо­ваний к специалистам, с учетом современных достижений в науке, технике и технологиях, экономике, образо­вании и культуре, а также зарубежного и отечественного опыта, разрабатывается адекватная образовательно-профессиональная программа. Это — системная совокуп­ность учебных дисциплин с соответствующей трудоемкостью и минимумом их содержания, определяющая "лицо" направления или специальности подготовки. В сочетании с квалификационными требованиями адекватная образовательно-профессиональная программа образует рассматриваемый нормативно-правовой документ — ГОС.

2. Типовой учебный план. Это — регламент учебно-воспитательного процесса, разрабатываемый в соответст­вии с ГОСом и определяющий:

- график учебного процесса;

- системное расположение учебных дисциплин, предусмотренных ГОСом, по семестрам и курсам с учетом междисцип­линарных связей, обеспечивающее создание многомерной модели специалиста;

- распределение трудоемкости каждой учебной дисциплины по видам аудиторных занятий, а также на самооб­разование и самостоятельную работу студента;

- недельную аудиторную нагрузку по каждой учебной дисциплине;

- рекомендации по разработке рабочего учебного плана с учетом институциональных особенностей, контроля и оценки знаний студентов, организации самообразования.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту