рефераты по менеджменту

Менеджмент высшего образования

Страница
22

Престижность труда преподавателей базируется на трех "точках опоры":

- первая — квалификация преподавателя, его уровень культуры и духовности;

- вторая — моральная ответственность преподавате­лей за образованность и профессионалную квалификацию обучаемых;

- третья — материальное и социальное обеспечение, адекватные роли труда преподавателя в подготовке гармонично развитого поколения, в подъеме экономики через подготовку квалифицированных кадров.

В Национальной программе по подготовке кадров да­ется комплекс требований, образующий обобщенную мо­дель современного преподавателя (рис. 4.03). Фундамен­тальными требованиями являются:

- умение преподавать (код 1.00)*;

* Кодирование комплекса требований использовано при разработке анкет по самоаттестации преподавательских кадров, а также при анали­зе результатов анкетирования.

- умение воспитывать (код 2.00);

- личностные качества (код 3.00);

- умение объективно оценивать и контролировать зна­ния обучающихся (код 4.00).

На умение преподавать в свою очередь влияет множе­ство доминирующих факторов:

- поддержка и атмосфера учебного процесса (1.01);

- психолого-педагогическая подготовка преподавателя (1.02);

- знание иностранных языков (1.03) как источников профессиональной информации;

- глубокие знания предмета, профессиональная ком­петентность и эрудиция (1.04);

- владение новыми педагогическими технологиями (1.05);

- научно-методическая (1.06) и научно-исследовательская работа (1.07) как источники новых ме­тодик и знаний;

- стремление к постоянному совершенствованию сво­ей работы (1.08);

- знание нормативных документов системы непрерывного образования (1.09);

- владение компьютерными технологиями (1.10);

- информационная база (1.11) и ресурсы (1.12). Умение воспитывать базируется на высоком уровне культуры и духовности преподавателя (2.01), его личном примере поведения и престиже (2.02), чувстве патриотиз­ма и долга (2.03). Чтобы формировать у обучающихся це­лостную картину мира, высокую культуру, духовность и планетарное мышление, преподаватель должен иметь широкую гуманитарную и гуманистическую подготовку (2.04), а также навыки организации учебно-воспитательной работы (2.05).

К личностным качествам преподавателя относятся требовательность (3.01) и справедливость (3.06), чест­ность (3.02) и доброжелательность (3.05), общительность (3.07) и чувство юмора (3.03). Эти качества должны опре­делять референтность (значимость) преподавателя (3.04) для обучающихся. Естественно, личностные качества влияют на умение преподавать и воспитывать.

Умение объективно оценивать знания обучающихся тесно связано в психолого-педагогическом плане с уме­нием преподавать и воспитывать. Что касается механиз­мов объективной оценки, то преподаватель должен их знать и применять в совершенстве. Это рейтинг-контроль (4.01), умение разрабатывать и применять стандартизо­ванные тесты (4.02) и др.

Такова обобщенная модель преподавателя, вытекаю­щая из требований Национальной программы по подго­товке кадров. Данной модели должны соответствовать преподаватели высшего образования.

Чтобы достичь этого соответствия, сначала необходи­мо ответить на вопрос: Что представляют собой препода­ватели? Затем должны быть определены необходимые объем и содержание повышения квалификации или пе­реподготовки преподавателей, обеспечивающие данное соответствие.

4.3.3 Требования к ресурсам

Национальная программа по подготовке кадров осо­бое внимание уделяет развитию ресурсов образователь­ного процесса. Они должны обеспечивать требуемый уровень и качество образования, гарантии функциониро­вания и устойчивого развития системы подготовки кон­курентоспособных кадров в новых социально-экономических условиях.

Предусматривается многовариантное финансирование, как из бюджетных, так и внебюджетных источников. Оно позволит обеспечить повышение престижа и социального статуса преподавательской деятельности.

Значительное внимание уделяется увеличению дохо­дов за счет платных образовательных услуг, предпринима­тельской, консультативной, экспертной, издательской, на­учной и производственной деятельности образовательных учреждений в соответствии с установленными задачами. Усиливается роль доноров и спонсоров в финансовой и материальной поддержке системы высшего образования и подготовки кадров.

Для обучающихся предусматривается создание меха­низма предоставления образовательных кредитов с гиб­кой системой их последующего погашения. Эти кредиты обеспечат для широких слоев молодежи доступность всех видов профессионального образования.

Особое внимание Национальная программа по подго­товке кадров уделяет развитию материально-технической, компьютерной и информационной базы для всех видов об­разования. Одним из важных механизмов решения этой задачи при подготовке профессиональных кадров явля­ется обеспечение эффективной интеграции образования, науки и производства. В этом плане наука и производство должны выступать не только как заказчики кадров, но и как равноправные участники их подготовки на базе но­вейших достижений науки, техники и технологий, эко­номики и культуры.

Чтобы определить ресурсы, необходимые для обеспече­ния требуемого качества образования и подготовки конку­рентоспособных кадров, нужно в первую очередь ответить на вопрос: Какое ресурсы имеет образовательное учреждение?

4.3.4. Самоконтроль компонент учебно-воспитательного процесса

Принципы оценки преподавательских кадров

Оценка деятельности преподавательских кадров явля­ется важнейшим инструментом в совершенствовании об­разовательного процесса. Знание своей оценки [29] положительно воздействует на формирование личности преподавателя, пробуждает его интерес к более глубоко­му познанию своего предмета и развивает стремление к повышению педагогического мастерства. Причем, если оценка проводится регулярно и объективно, то она пре­вращается в действенное средство контроля, воспитания ответственности и развития индивидуального потенциа­ла. Естественно, должен быть мотивационный аспект оценки, связанный с системой оплаты труда.

Оценка деятельности преподавателя является весьма сложной проблемой. Хотя, казалось бы, что в условиях рыночных отношений эффективность деятельности пре­подавателя можно определить потребностью и стоимо­стью подготовленных им специалистов. Однако это дале­ко не так. Во-первых, специалиста (выпускника образо­вательного учреждения) готовит не один преподаватель, а коллектив. Во-вторых, часто между конкретной педаго­гической деятельностью преподавателя по подготовке специалиста и ее конечными результатами временная дистанция огромного размера, т.е. обратная связь дейст­вует с большим запаздыванием.

Вероятно, оценка деятельности преподавателя должна осуществляться в масштабе реального времени и быть интегральным показателем системы "преподаватель (субъект педагогической деятельности) — профессиональ­ная педагогическая деятельность — обучающийся (объект педагогической деятельности)".

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту