рефераты по менеджменту

Менеджмент высшего образования

Страница
37

Формирование централизованной части внебюджетных средств вуза производится аналогично государственному механизму формирования бюджета, то есть, во-первых, за счет сбора «налогов» с доходов организаций, предприятий и учреждений, входящих в состав вуза как единого учебно-научно-производственного комплекса (ЕУНПК), где в той или иной мере участвует капитал вуза; во-вторых, за счет централизации части доходов от внебюджетной деятельности собственно государственного вуза и его структурных подразделений. Экономическим основанием для формирования централизованной части являются амортизационные отчисления на основные фонды вуза, централизованная доля прибыли вуза как собственника вовлекаемых во внебюджетную деятельность ресурсов, а также накладные расходы вуза по централизованному обслуживанию внебюджетной деятельности автономных структурных подразделений (бухгалтерия, отдел кадров, внебюджетный отдел, отдел снабжения, хозяйственное обслуживание, коммунальные услуги и т. п.).

Отношения между юридическими лицами внутри комплекса (ЕУНПК) могут формироваться только на экономически взаимовыгодной, но всегда правовой, а не административной основе. Экономическая политика администрации внутри вуза должна учитывать интересы всех трех субъ­ектов отношений: государства как собственника государственного имущества и гаранта бесплатного высшего образования, вуза как самостоятельного, самодостаточного и саморазвивающегося учреждения (некоммерческой организации) и работников вуза как личностей со своими потребностями и интересами. На языке экономики это означает, что государство вправе требовать, чтобы определенная часть доходов от внебюджетной деятельности была направлена вузом на обеспечение бесплатного образования; вуз обязан за счет своей централизованной части доходов обеспечить пополнение бюджетной системы вуза для его содержания и стратегического развития, а работники должны получать вознаграждение за свой труд, достаточное для удовлетворения своих личных потребностей, а также благоприятную инфраструктуру в вузе, в том числе социальную.

Экономической основой механизма распределения до­ходов внутри вуза являются новые отношения собственности, поскольку все три субъекта —государство, вуз, личность — уже являются носителями определенных, закрепленных законодательно, прав собственности на трудовые, матери­альные и нематериальные ресурсы. Так, государство имеет право собственности на имущество, предоставленное вузу в оперативное управление и в определенных целях; вуз по мере развития внебюджетной деятельности накапливает на отдельном балансе собственность вуза, а работники вуза обладают правами частной собственности на свой труд и интеллектуальную собственность, а кроме того, имеют определенное отношение как члены трудового коллектива к собственности вуза, созданной с их участием.

Совокупность этих отношений собственности в процессе внебюджетной деятельности (в основном, это научно-производственная деятельность и часть образовательных услуг) относится ко второму и третьему уровню отношений собственности в вузе. Эти отношения достаточно сложны и требуют учета при установлении для структурных подразделений, в том числе автономных, размеров накладных расходов и отчислений от прибыли в централизованные фонды. Совокупность этих платежей стимулирует рост объема работ и услуг, а экономические условия работы автономных подразделений благоприятнее, чем у организаций — юридических лиц в составе ЕУНПК.

Накладные расходы вуза по обслуживанию хоздоговорных исследовательских и опытно-конструкторских работ разделяются на переменные, пропорциональные росту объема работ, и условно постоянные, практически независящие от изменения объема работ, например, амортизационные отчисления, содержание помещений и т. п. Это обстоятельство позволяет администрации вуза по мере роста объемов хоздоговорных НИОКР понижать ставку накладных расходов для автономных структурных подразделений, но не ниже фактических затрат вуза. На­растание стоимости оборудования, приобретенного структурными подразделениями вуза за счет собственных средств, также снижает ставку накладных расходов для этих подразделений.

Требует дополнительного стимулирования и такая структура затрат по хоздоговорным работам, при которой приобретается за счет этих средств научное оборудова­ние, которое по окончании договора остается на балансе вуза, что также необходимо учитывать, устанавливая по конкретным хоздоговорным НИОКР ставку накладных расходов.

Размеры отчислений от прибыли в централизованные фонды также являются предметом расчетов и договоренностей между администрацией вуза и руководителями структурных подразделений. Если подразделение эту прибыль реинвестирует непосредственно у себя с учетом стратегии вуза, то, конечно, нет смысла централизовать ее в полном объеме. Нижняя граница совокупных платежей структурных подразделений вузу не может быть меньше стоимости затрат вуза в процессе внебюджетной деятельности, а верхняя граница ограничивается конкуренцией вуза на рынке товаров, работ и услуг, так как повышает цены на них. Установление оптимальных размеров платежей — это искусство руководства.

Поскольку внебюджетные средства становятся одним из источников финансирования государственных вузов, то планирование доходов и расходов вуза в целом невозможно без учета этих средств. В свою очередь, планирование направлений расходования внебюджетных средств не может быть эффективно без информации о наличии в вузе бюджетных средств. Бюджетные средства вуза не достаточны, а кроме того, ограничены в свободе расходования. Они направляются государством только на за­работную плату работникам вуза, стипендию студентам и покрытие основных расходов вуза на коммунальные услуги (тепло, вода, электроэнергия, связь и т. п.), т. е. выполняют социальные функции без какой-либо возможности для вуза развиваться за счет этих средств. Иначе говоря, бюджетные деньги являются «связанными». Основным источником денежных средств для осуществления планов стратегического развития становятся внебюджетные несвязанные (свободные) средства, так как они — собственность вуза. Исходя из двухуровневой структуры управления, для государственных вузов наиболее рациональной является бюджетная система, представляющая собой совокупность бюджетов вуза в целом (централизованная часть, первый уровень) и его автономных структурных подразделений (децентрализованная часть).

Бюджетная система вуза предусматривает разделение источников доходов по их природе (бюджетные средства всех уровней, внебюджетные средства), месту происхождения (конкретные структурные подразделения), а также по направлениям и видам внебюджетной деятельности и сопровождается расчетом потребных ресурсов вуза для планируемого производства товаров, работ и услуг. Таким образом, левая часть бюджетной системы ясно указывает, где, каким подразделением, за счет чего и в каком объеме формируется доходная часть. Правая часть бюджетной системы представляет собой по сути стратегический план содержания и развития вуза, указывая, на каком уровне (центр вуза или его структурные подразделения) реализуются конкретные задания, целевые программы плана и какие денежные ресурсы на это выделяются. Доходы и расходы вуза группируются по однородным признакам - хозяйственным или производственным (например, капиталовложения, заработная плата и т. п.) и целевому назначению (учебные, научные, социальные программы).

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту