рефераты по менеджменту

Менеджмент высшего образования

Страница
35

Основные виды внебюджетной деятельности можно классифицировать по следующим направлениям:

1. Сфера образовательных услуг:

- Платно-контрактная форма обучения.

- Подготовка к поступлению в высшие учебные заведе­ния.

- Распределение специалистов по договорам с предприятиями.

- Повышение квалификации и переподготовка кадров.

- Получение второго высшего образования.

- Организация различного рода бизнес - школ.

- Организация курсов интенсивного обучения иностран­ным языкам.

- Дополнительное образование на курсах с получением специальных сертификатов (программисты, бухгалтера, аудиторы и т.д.).

- Организация платных консультаций для физических и юридических лиц.

- Организация платных краткосрочных курсов и семи­наров.

2. Научно-производственная деятельность:

- Хоздоговорная научно-исследовательская работа.

- Консалтинговая и справочно-информационная деятельность.

- Внедренческая деятельность, связанная с внедрением в регионах высоких технологий.

- Организация лизинга научного оборудования и инвен­таря.

- Комплексные междисциплинарные исследования по за­казам правительственных учреждений, территориальных органов управления или коммерческих структур.

- Научно-техническое содействие малому и среднему бизнесу.

- Организация научно-технических парков и инкубато­ров нововведений.

- Научная работа по индивидуальным договорам с ком­мерческими и хозрасчетными научно-исследовательскими организациями.

- Продажа патентов и лицензий на открытия и изо­бретения ученых высших образовательных учреждений.

- Организация научно-исследовательских центров и ла­бораторий с коммерческими фирмами и предприятиями.

- Создание совместных предприятий с участием ино­странных инвесторов.

- Организация платных научно-практических конфе­ренций и семинаров.

- Организация рекламы образовательных: и научно- исследовательских услуг высших образовательных учрежде­ний.

- Организация аудиторской деятельности.

- Прочие виды инновационной деятельности научно-производственного характера, не запрещенные законода­тельством Республики Узбекистан.

3.Внешнеэкономическаядеятельность:

- Организация обучения иностранных студентов, ас­пирантов, магистрантов, стажеров.

- Организация совместных факультетов с зарубежными высшими образовательными учреждениями.

- Организация совместных предприятий с иностранны­ми партнерами.

- Участие в программах поддержки высшего образова­ния с зарубежными фондами.

- Направление студентов Узбекистана в зарубежные высшие образовательные учреждения.

- Привлечение различных видов иностранных инвестиций.

4. Коммерческая деятельность:

- Издание учебников, учебно-методической и научно-популярной литературы.

- Выпуск периодических изданий.

- Организация рекламной деятельности.

- Аренда свободных помещений:

- долгосрочная аренда (лизинг) помещений;

- краткосрочная аренда пустующих во время каникул общежитий;

- аренда помещений конференц-залов, аудиторий для проведения конференций и платных занятий;

- аренда столовых для проведения торжеств и других мероприятий во внеучебное и внерабочее время;

- Сфера услуг для студентов, сотрудников и населения:

- организация общественного питания;

- лечебные и оздоровительные услуги профилакториев;

- услуги спортивных комплексов или стадионов;

- бытовые услуги (парикмахерские, химчистки, стир­ка белья, ремонт обуви и т.д.);

- организация платных детских садов или детских площадок;

- Передача коммерческим организациям права пользо­вания символикой и реквизитами высшего образовательного учреждения.

5. Спонсорство:

- Привлечение спонсорских средств от предприятий, организаций, фирм всех форм собственности.

- Оказание услуг и работ (капремонт, оформление учебных корпусов, благоустройство территорий и т. д.).

- Безвозмездная передача оборудования (аудио-видео, компьютерная оргтехника, учебно-лабораторное оборудова­ние, писчая бумага и т. д.).

- Пополнение библиотечного фонда (учебники, учебные пособия, каталоги, художественная литература и т. д.).

- Привлечение иностранных инвестиций (мини-типографии, автотранспорт, учебно-лабораторное обору­дование, учебная литература).

-

6. Фонд развития Попечительских советов высших учебных заведений:

- Добровольные взносы государственных предприятий.

- Добровольные взносы кооперативных организаций.

- Добровольные пожертвования граждан.

- Добровольные спонсорские взносы иностранных инве­сторов.

- Доходы от деятельности созданных Попечительским советом совместных предприятий с зарубежными фирмами.

- Кредиты, выданные коммерческими банками или другими финансовыми институтами.

- Прочие поступления в адрес Попечительского совета. Принимая все меры по расширению различных видов деятельности и привлечению дополнительных источников финансирования, вузы, не могут допускать излишней коммерциализации, т.к. высшая школа — это важный со­циальный институт общества, формирующий его интел­лектуальный и духовный потенциал, поэтому масштабы и направления коммерциализации могут быть оправданы только в том случае, если они не противоречат основным целям и задачам уставной деятельности, не приводят к ее перепрофилированию.

6.2.3. Управление внебюджетной деятельностью вузов

Важнейшим методом управления внебюджетной деятельностью высшего учебного заведения является ресурсный метод, в частности, финансовый. В государственных вузах структура ресурсов складывается из трудовых и материальных ресурсов. При более широком подходе можно назвать еще информационную составляющую ресурсного потенциала и некоторые другие разновидности ресурсов, которые в определенном смысле вторичны, по­скольку в итоге все равно выступают в качестве атрибутов труда работников или материальных условий их деятельности. В связи с этим необходимо выделять так называемые нематериальные активы, а в их составе - интеллектуальную собственность. В частности, требует учета предпринимательский талант работников вуза как фактор производства. В материальной части ресурсов важное ме­сто занимают финансовые ресурсы, в первую очередь сформированные за счет внебюджетной деятельности, поскольку они являются свободными, несвязанными, в отличие от бюджетных финансовых ресурсов.

Особенностями ресурсов (активов) в вузах, как учебно-научно-производственных комплексах, являются:

- значительная и все возрастающая роль нематериальных активов;

- невозможность использовать столь интенсивно, как в промышленности, лабораторно-экспериментальное оборудование; его уникальность, высокая цена и малоликвидность, что снижает конкурентоспособность продукции вуза на рынке;

- уникальность и высокая квалификация человеческого капитала, т.е. научно-педагогических работников; высокая стоимость их как трудовых ресурсов с одной стороны, при наличии в вузе потенциально дешевой рабочей силы в лице студентов, с другой стороны;

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту