рефераты по менеджменту

Менеджмент высшего образования

Страница
16

- регулярно посещать занятия;

- готовиться к занятиям;

- активно участвовать в дискуссиях в ходе занятий;

- проявит интерес к предмету, осознавая связь курса с другими дисциплинами;

- советовать как улучшить курс;

- совершенствовать свою работу;

- пунктуален.

Только при выполнении всего перечисленного комплекса взаимных требований тандема преподаватель-студент можно говорить о соответствии этих отношений параметрам качества.

Внедрение концепции качества, принципов и механизмов тотального управления качеством в рамках системы государственного и общественного контроля за качеством подготовки кадров для системы образования, по­зволяет обеспечить высокий уровень подготовки кадров, создать конкурентную среду при их отборе на рынке образовательных услуг.

Принципы руководства

4.1.1. Принципы и стили управления

Невозможно эффективно выполнять функции планирования, организации, обучения, воспитания, мотивации контроля, если нет эффективного управления.

Чтобы управление вузом было эффективным, оно должно учитывать интересы всех участников учебно-воспитательного процесса: студентов, профессорско-преподавательского состава, учебно-вспомогательного и административного персонала и др. Такое многообразие участников естественно требует выбора соответствую­щего принципа управления ими.

В развитых странах широко используются восемь основных принципов управления образованием, представ­ленные в таблице 4.01. Из них I .4-й принципы ориентированы на выполнение задания — подготовку квалифицированных кадров в соответствии с требованиями заказчиков (рынка труда, науки, сферы обслуживания, медици­ны и т.д.). Следующие четыре принципа ориентированы на исполнителей процесса, подготовки кадров: профессорско-преподавательский состав, учебно-вспомогательный и ад­министративный персонал и др.

Таблица 4.01

Основные принципы управления образованием [20]

Ориентация на выполнение задания

Ориентация на исполнителей

1

Творческий подход к разрешению проблемы (использование всех воз­можностей мышления для того, что­бы приспособиться к переменам)

5

Сотрудничество членов команды и коммуникация

2

Систематическое планирование для достижения качественных результатов (разработка политики — планирова­ние - реализация - мониторинг)

6

Ориентация на заказчика (обес­печение услуг по выполнению требований заказчика, заинтере­сованных лиц)

3

Стиль руководства в зависимости от ситуации (усиление способности адаптироваться к ситуации и под­чиненным)

7

Положительное мышление, бла­гоприятная атмосфера и взаимо­отношения (умение ценить и уважать коллег)

4

Хорошее взаимопонимание и одинаковое отношение к идеалам (чет­кие ожидания, конструктивная об­ратная связь)

8

Передавать полномочия и спо­собствовать профессиональному росту сотрудников (передача полномочий и создание условий для профессионального роста)

Принцип творческого подхода применяется, как пра­вило, при управлении учебно-воспитательным процессом. Необходимость его применения в данном случае диктуется следующими условиями:

- во-первых, многообразием видов учебной деятельности: лекции, лабораторные и практические занятия, семинары, коллоквиумы, самообразование, квалификаци­онные практики, курсовые проекты (работы) и т.д., ко­торые решают различные цели и задачи;

- во-вторых, разнообразием преподаваемых дисциплин и курсов по их целям и задачам, структуре и содержанию;

- в-третьих, индивидуальностью обучаемых личностей Чтобы учесть указанные особенности, необходимо максимально использовать все возможности мышления как обучающих, так и обучающихся. Это позволяет адаптироваться к различным элементам и условиям проведе­ния учебно-воспитательного процесса.

Принцип систематического планирования деятельности широко применяется как в различных подразделениях образовательного учреждения, так и при реализации учебно-воспитательного процесса. Он предусматривает разработку рациональных планов деятельности, органи­зацию их выполнения и оценку полученных результатов. При управлении учебно-воспитательным процессом этот принцип является как бы инструментом принципа творческого подхода. Преподаватель, подходя творчески к выполнению того или иного вида учебной деятельности, должен спланировать свои действия и действия обучающихся, реализовать их на высоком уровне, проконтролировать и оценить результаты, сделать выводы по коррек­ции своей и студенческой деятельности, если в этом есть необходимость.

Принцип гибкости стиля руководства используют многие руководители, работающие в условиях частого изменения ситуации, что характерно для управления учебно-воспитательным процессом. Как отмечалось выше, - это многообразие видов учебной деятельности, разнообразие дисциплин и курсов, индивидуальные свойства личности. К этому следует добавить также частую смену управляемых коллективов в результате обучения одним и тем же преподавателем различных групп или подгрупп, причем нередко на различных курсах или факультетах, по нескольким направлениям ил специальностям. В этих условиях преподаватель каждый раз должен выбирать не только соответствующий стиль руководства, но и методы обучения и воспитания.

Принцип взаимопонимания и единомыслия определяет идеологию управления. Этот принцип особенно важно использовать при управлении учебно-воспитательным процессом. В данном случае у преподавателей и студентов должно быть единомыслие в понимании значимости:

- общественных и личностных ценностей;

- направления или специальности в развитии экономики страны;

- курса или дисциплины в формировании личности в профессиональном и духовном плане;

- целей и задач курса или дисциплины.

Уровень взаимопонимания и единомыслия определяет партнерские отношения и является конструктивной обратной связью в учебно-воспитательном процессе.

Принцип сотрудничества команды (группы, коллекти­ва) используется, как правило, при управлении кафедра­ми, лабораториями, факультетами, научными и другими подразделениями вуза, а также ректоратом. Этот прин­цип предполагает применение различного рода активных групповых методов ("мозговой штурм" и др.), характер­ной особенностью которых является наличие отношений равенства партнеров и свободное независимое высказыва­ние мнений. В данном случае руководитель в какой-то мере напоминает дирижера.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту