рефераты по менеджменту

Менеджмент высшего образования

Страница
3

Холерик: отличается большой работоспособностью, активностью и бьющей через край энергией; может работать "запоями" и с большим подъемом преодолевать трудности. Нередко за подъемом активности наступает период депрессии и упадка сил, особенно, когда активные усилия не приводят к успеху. Настроение холерика неустойчиво (даже мелочи могут повлиять на него), он вспыльчив, самолюбив и прямолинеен. Говорит быстро, с колеблющимися интонациями.

Меланхолик: повышенно впечатлителен, отзывчив и легко раним; в экстремальных ситуациях часто возникает паническое состояние, уныние и тоска; весьма болезненно переносит неудачи. Медленно осваивается и привыкает к переменам жизни; стеснителен, боязлив и нере­шителен. Как правило, подозрительно относится к шуткам и ироническим замечаниям.

К индивидуальным особенностям личности, определяющим атмосферу и результат ее деятельности в трудовой и общественной сфере, относятся: эмоции и чувства, способности и умственная деятельность, характер и воля.

Таблица 2.01

Общие черты характера [66]

Вид отношения личности  

Черты характера

Положительные

Отрицательные

Отношение к граждан­ским обязанностям и долгу

Трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость и т. п.

Небрежность, пассивность, расточительство и т. п.

Отношение к людям

Общительность, вежливость, доброжелательность и т.п.

Замкнутость, бестактность, недоброжелательность и т. п.

Отношение к самому себе

Скромность, принципиальность, самодисциплина.

Высокомерие, хвастовство,

повышенное самомнение.

2.1.2. Общественно-психологические качества личности

Человек — существо социальное, общественное.

В отличие от индивидуально-психологических качеств, которые генетически передаются от поколения к поколению и у каждой личности развиваются с различной стартовой возможностью, общественно- психологические качества являются социально- приобретенными. Они образуются под влиянием жизненного уклада общества, людского окружения человека и работы над собой.

К общественно-психологическим качествам личности относятся: социальные чувства, ценностные ориентации, социальная установка, притязания-ожидания, стереотипы, "духовный фонд " личности.

Социальные чувства возникают как результат удовлетворения (неудовлетворения) материальных и духовных потребностей людей, их потребностей в социальном общении, а также как результат принадлежности к определенному кругу людей. Примером являются национальные, родственные или религиозные чувства, проявление такого социального чувства, как патриотизм. Социальные чувства могут объединять или противопоставлять людей, вызвать консолидацию или непримиримую конфронтацию.

Ценностные ориентации — это избирательное отношение личности к материальным и духовным благам, кото­рые для нее являются целью или средством удовлетворе­ния своих потребностей. На их формирование решаю­щую роль оказывают мнение первичной группы, соци­альное окружение, демографический слой и т.д.

Социальная установка - это состояние психики, при котором человек воспринимает объект или субъект на импульсивном уровне, исходя из своего жизненного опыта. Социальная установка выступает как фактор, оп­ределяющий характер восприятия информации личностью, а также отношение к ней.

Притязания-ожидания отображают многообразие и тонкость телесно-душевных желаний личности, например: получить специальное образование, удовлетворить какие-либо житейские проблемы, получать знаки внима­ния со стороны руководства и т.д. Притязания-ожидания имеют огромное значение в индивидуальной работе ру­ководителя с персоналом.

Стереотипы - это образы или представления, устойчиво сохраняющиеся в сознании личности. Они являются эмоционально окрашенным предубеждением или устойчивой оценкой. Тот или иной стереотип, укоренив­шись в сознании личности, может способствовать или препятствовать творческому познанию, определять поло­жительное или негативное отношение к инакомыслящим и т.д. Стереотипы часто мешают руководителю воспринимать новые идеи, мешают системному осмысливанию деятельности организации.

"Духовный фонд" личности - это научное мировоззрение, базирующееся на фундаментальных нравственных ценностях. Оно является "духовным ядром" сознания личности [66], от которого в значительной мере зависит эффект самовыражения. Психологическая цен­ность мировоззрения определяется зрелостью и устойчивостью личных убеждений. Верные убеждения являются лучшим регулятором социального поведения личности и основой правильной ориентации в трудовой и общественной деятельности.

Знание перечисленных индивидуально-психологических и общественно-психологических качеств личности поможет руководителю в решении кадровой проблемы, в определении профессионального соответствия работников.

2.1.3. Психологические основы стимулирования труда

Резюме. Показателем профессиональной компетент­ности руководителя является знание людей: их индивидуально- и общественно-психологических качеств. К индивидуально-психологическим качествам относятся: эмоции и чувства, способности и умственная деятельность, ха­рактер и воля. Эти качества передаются генетически от поколения к поколению. В отличие от них общественно-психологические качества являются социально-приобретенными. К ним относятся: социальные чувства, ценностные ориентации, социальная установка, притязания — ожидания, стереотипы, "духовный фонд" личности. Успех управленческой деятельности в значительной мере зависит от умения руководителя настраивать работников на заинтересованное отношение к труду. Механизм стимулирования труда представляет собой комплекс социально-экономических, этических и психолого-педагогических условий, форм и методов направленного воздействия на сознание людей с целью формирования у них уважительного отношения к труду, стремления к достижению высоких результатов.

Управленческая педагогика

2.2.1. Педагогическая направленность деятельности руководителя

Работа руководителя в значительной части есть работа педагога, который настойчиво передает исполнителям свои идеи и учит практически осуществлять их (П.М. Керженцев).

Любому руководителю наряду с психологическими знаниями нужны определенные педагогические знания.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту