рефераты по менеджменту

Экономическая сущность и эффективные пути использования франчайзинга в современной России

Страница
1

Введение

На современном этапе в России последовательно осуществляется стратегический курс на проведение реальных экономических преобразований. Переход к рыночной экономике, появление большого разнообразия организационно-правовых форм предприятий, вовлечение в сферу торговой деятельности значительной части населения, развитие конкуренции, внедрение современного оборудования и прогрессивных технологий обусловили потребность в новых подходах к организации коммерческой деятельности и технологических процессов на предприятиях, в развитии частной инициативы и предпринимательства.

Как показывает мирововй опыт в создании эффективных бизнес-структур в современной экономике прослеживаются две основные тенденции: 1) в среднем и крупном бизнесе – это реструктуризация – трансформация организационных структур в направлении децентрализации с образованием бизнес-единиц с высокой степенью автономности в отношении принятия управленческих решений в сфере текущих операций; 2) в малом бизнесе - это интеграционные процессы со средним и крупным бизнесом, открывающие доступ малому бизнесу не только более совершенным технологиям, но и дающие возможность работы под известной торговой маркой.

Один из вариантов преобразований, сочетающих в себе одновременно обе тенденции – создание франчайзинговых сетей, объединяющих предприятия малого и крупного или среднего бизнеса.

Стабилизация и оживление российской экономики самым непосредственным образом связаны с развитием малого и среднего бизнеса. Сегодня на различных уровнях все чаще поднимаются вопросы, связанные с продвижением российского производителя на рынке товаров и услуг, поддержкой среднего и малого предпринимательства, повышением конкурентоспособности российских предприятий и производимых ими товаров, приверженностью российским товарам. Однако, отсутствие должного уровня государственной поддержки, различного рода административные барьеры, стоящие на пути развития российского предпринимателя, делают все благие пожелания в данной сфере практически неисполнимыми. Пока вопросы решаются на государственном уровне, предпринимательству остается рассчитывать в основном на свои силы и мобилизовывать внутренние ресурсы. Это одна сторона обозначенного комплекса проблем. С другой стороны, крупный российский бизнес и сумевшие утвердиться на рынке средние предприятия испытывают серьезные трудности со сбытом и продвижением своей продукции, связанные с «оторванностью» от конечных потребителей. Проблемы бизнеса подобно бумерангу сказываются на потребителях, проявляясь в виде цен, качества и дизайна товаров, что позволяет потребителям оправданно заявлять о преимуществах импортной продукции перед отечественной. Сегодня уже с уверенностью можно говорить о том, что в России сформировались реальные возможности для выбора таких технологий ведения бизнеса, которые позволяют обеспечить нормальную деловую атмосферу и эффективную его организацию. В этом смысле достаточно своевременной для России представляется форма деятельности субъектов рынка, аналогичная применяемой в мировой практике системе франчайзинга.

Мировая практика доказала, что франчайзинг - один из эффективнейших способов развития бизнеса для фирм, уже добившихся успеха и желающих развивать свой успех дальше. С другой стороны, франчайзинг - это наилучшая возможность организовать очень надежное собственное дело для мелкого предпринимателя - начинающего бизнесмена, даже для человека, никогда не занимавшегося бизнесом. В настоящее время франчайзинг получил чрезвычайную популярность в развитых странах. Годовой объем розничных продаж в сфере франчайзинга в США достигает более 40 % общего объема продаж и оценивается американскими экспертами фантастической цифрой 1 трлн. долларов США. Не так давно он появился и в России, тем не менее в силу существующих в Росси экономических, организационно-правовых и социально-психологических проблем, наблюдается вялотекущий процесс развития франчайзинга как перспективного метода ведения хозяйства в рыночных условиях.

В этой связи все более актуальным становятся задачи, связанные с осмыслением специфики франчайзинга, как особой формы хозяйствования.

Проблеме франчайзинга посвящено значительное количество монографий, статей в журналах и в периодической печати. В экономической литературе получили отражение вопросы, касающиеся организации, сущности и функции франчайзинга, его видов и форм, используемых в хозяйственной деятельности субъектами рыночной экономики. Наибольший вклад в исследование франчайзинга внесли такие зарубежные авторы, как Ж. Дельтей, М. Мендельсон, Дж. Стэнворд, Бр. Смит, Дж. Хенсон и другие.[1] Из работ отечественных авторов можно выделить исследования и публикации Довганя В.В., Землякова Д.Н., Колесникова Д.Н., Майлера А.З., Масленникова В.В., Макашева С.В,, Рыковой И.В., Силинга С.А., Цирата А.В. и многих других. [2] В работах названных авторов проводится анализ зарубежного и отечественного опыта и обосновывается необходимость применения и возможность использования франчайзинга в России, рассматриваются некоторые аспекты формирования и функционирования франчайзинговой системы в различных отраслях экономики в новых условиях хозяйствования.

Вместе с тем необходимо отметить, что имеющиеся отечественные теоретические работы, публикации, практические рекомендации по данной проблематике не раскрывают всех аспектов функционирования франчайзинга, практические возможности реализации франчайзинговых отношений в российской экономике, не в полном объеме освещают проблемы, которые оказывают сдерживающий эффект на развитие франчайзинга в России. Все это повлияло на выбор темы моей выпускной квалификационной работы, ее цели и задачи.

Цель данной работы заключается в исследовании экономической сущности и определении эффективных путей использования франчайзинга, как одной из форм предпринимательства, в современной России. Для этого в ходе работы необходимо решить следующие задачи:

· определить современные тенденции развития предпринимательства;

· изучить развитие франчайзинга за рубежом;

· проанализировать особенности формирования и использования франчайзинга в российской экономике.

Глава 1. Современные тенденции развития крупного и малого предпринимательства

Основные тенденции развития крупного и малого предпринимательства, формы их взаимодействия

Создание благоприятных условий для развития бизнеса в нашей стране – это глобальная проблема, предполагающая наряду с разработкой пакета законов по перестройке налоговой политики и финансово-кредитной поддержкой (в том числе путем привлечения зарубежных кредитов и развития лизинга, а также предоставления гарантий малым предприятиям получения этих малых кредитов) развитие прогрессивных организационных форм ведения бизнеса.

Хозяйственная структура современного общества представляет собой систему, включающую государственный сектор экономики, корпорации и малые предприятия, взаимодействующие и дополняющие друг друга. Естественно, характер такого взаимодействия определяется экономическими условиями страны, своеобразием текущего этапа её развития. В последние годы, как подтверждает мировая практика, преобладают явно выраженные интеграционные тенденции.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26 

© 2010-2017 рефераты по менеджменту