рефераты по менеджменту

Менеджмент высшего образования

Страница
12

Дверь — это вход для факторов, связанных с:

- формированием индивидуально- и общественно психологических качеств обучающейся личности;

- контролем качества учебно-воспитательного процесса.

При решении проблемы качества обучения и профессиональной подготовки кадров необходимо использовать системный подход. Нужно управлять всей совокупностью факторов в их взаимосвязи и взаимодействии, как звеньями одной цепи. Выпадение из этой цепи того или иного фактора (или группы факторов) приведет к сбоям в системе управления качеством об­разования. Сбои в данной системе могут возникать и в случаях, .когда тот или иной фактор выходит за допустимые пределы. Поэтому основной задачей системы управления качеством образования является поддержание совокупности факторов в требуемых пределах, оп­ределяемых рыночной экономикой, личностью, обществом и государством.

Как определить фактическое значение факторов качества? — Ответ на этот вопрос дают процедуры аккредитации и аттестации образовательных учреждений, кото­рые находятся в компетенции Кабинета Министров Рес­публики Узбекистан (первый уровень управления систе­мой образования).

3.3.2. Аккредитация и аттестация образовательных учреждений

Вразвитых странах акт аккредитации образователь­ного учреждения и его программ является выражением доверия к нему системы образования и широкой общественности, которым оно служит.

Аккредитация может быть добровольной неправи­тельственной (США) и обязательной правительственной (страны Западной Европы). В том и другом случае аккре­дитующие организации устанавливают критерии призна­ния, организуют проверку на местах, с целью установле­ния соответствия образовательного учреждения этим критериям, и принимают решения о предоставлении статуса аккредитованного: образовательному учреждению и его программам подготовки.

Что же дает статус аккредитованного образовательного учреждения? Следует ли стремиться к нему?

Во-первых, данный статус позволяет решить ряд финансовых проблем. Так, например, в США Федеральные бюджетные агентства рассматривают аккредитацию как основание для принятия решений об оказании финансо­вой помощи конкретному образовательному учреждению.

При этом комиссии по представлению стипендий студентам и различные филантропические фонды выдают свои фанты, как правило, аккредитованным образова­тельным учреждениям или учебным программам.

Во-вторых, аккредитация образовательного учрежде­ния оказывает существенное влияние на действия субъектов образовательного процесса: администрации, про­фессорско-преподавательского состава и обучающихся. В США администрация колледжей и университетов учитывает аккредитационные решения при оценке академических достижений преподавателей и определении их вознаграждения, т.е. обеспечивает моральное и материальное поощрение, адекватное результатам их труда. Аккредитационные решения полезны для администрации и профессорско-преподавательского состава при разработке целей и задач образовательного учреждения, учебных программ. Что касается потенциальных студентов, то им аккредитационные решения нужны для выбора колледжа или университета, которые отвечают, по крайней мере, минимальным требованиям качества образования.

В-третьих, аккредитационные решения являются своеобразным "мостом" между работодателями и будущими работниками. Работодатели при оценке докумен­тов об образовании потенциальных работников в своем выборе, как правило, полагаются на аккредитационный статус соответствующих образовательных учреждений и их учебных программ. В то же время школьные консуль­танты по профориентации аккредитационный статус используют как важный фактор, рекомендуя будущим сту­дентам конкретные образовательные учреждения и учебные программы.

Наконец, аккредитационный процесс необходим образовательным учреждениям в плане поддержания ими высоких требований образовательных стандартов и улучшения качества образования.

Процесс аккредитации начинается с самооценки (самоаттестации) образовательным учреждением своего состояния и деятельности, своих программ подготовки с тем, чтобы всесторонне оценить достигнутый прогресс и его соответствие ранее поставленным целям. При самоаттестации объективно исследуются интересы широкого круга участников: обучающихся, преподавательских кад­ров, администрации, союза бывших студентов, попечительского совета, а в ряде случаев, местной общины. Результаты данного исследования, в том числе и по преподавательским кадрам на основе их самоаттестации, рассматриваются аккредитационнои комиссией и служат основой для оценки образовательного учреждения в це­лом. Аккредитационная комиссия проводит, как прави­ло, еще внешнюю аттестацию преподавательских кадров, сравнивая ее результаты с результатами самоаттестации. Внешняя аттестация проводится инспекторской группой, входящей в аккредитационную комиссию и состоящей из профессиональных работников системы образования (преподавателей и администраторов).

Внешняя аттестация и самоаттестация образовательных учреждений, в том числе и преподавательских кадров, проводится практически во всех развитых странах. Обе аттестации, имея свои преимущества и недостатки, дополняют друг друга и дают более полное представле­ние об образовательном учреждении.

Внешняя аттестация гарантирует независимую проверку образовательного учреждения относительно реали­зации государственных образовательных стандартов Она по­зволяет увидеть весь спектр проблем учебно-воспитательного процесса и открыть более широкие перспективы на воз­можные изменения в нем в лучшую сторону.

При самоаттестации нет необходимости прерывать нормальный ход работы образовательного учреждения. Самоаттестация делает основной упор на профессионализм преподавателей и оказывает на них меньшее психологиче­ское воздействие по сравнению с внешней аттестацией.

К тому же самоаттестация может быть более или ме­нее постоянным процессом и распространяться на любые виды деятельности образовательного учреждения. Однако самоаттестация не гарантирует того, что оценка деятель­ности образовательного учреждения и его преподаватель­ского состава производится объективно. Важное место в аттестации и самоаттестации образовательного учреждения и преподавательского состава занимают опросы обучающихся и их родителей. Тем более, что первые являются непосредственными потребителями образовательных услуг.

В развитых странах внешняя аттестация и самоаттестация имеют различную временную и функциональную связь друг с другом. Они, согласно классификации нор­вежского просветителя Тронда Алвика, могут проводить­ся параллельно, последовательно и совместно.

При параллельной аттестации и самоаттестации внешний орган и образовательное учреждение дают соб­ственные оценки. В конце проверки они обмениваются результатами и сравнивают их.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту