рефераты по менеджменту

Менеджмент высшего образования

Страница
6

Структура и системы управления высшим образованием

3.1.1. Цели и задачи системы высшего образования

Без адекватного высшего образования и научно исследовательских учреждений, создающих критическую массу квалифицированных и образованных людей, ни одна страна не в состоянии обеспечить реального устойчивого развития [24].

В соответствии с законом Республики Узбекистан "Об образовании" и "О Национальной программе по подготов­ке кадров" целью системы высшего образования является подготовка высококвалифицированных специалистов, способ­ных на уровне развитых стран решать задачи научно-технического, экономического, социального и культур­ного развития Узбекистана, и обладающих высокими ду­ховными, культурными и нравственными качествами

- систематическое совершенствование организации и методики подготовки кадров исходя из перспектив экономического и социального развития страны, потребностей общества, современных достижений науки, техники и технологий, экономики и культуры;

- внедрение новых педагогических и информационных технологий, средств индивидуализации обучения, дистанционного образования;

- обеспечение гуманитарной направленности высшего образования и воспитание молодежи на основе идеологии национального возрождения и познания общечеловеческих ценностей, в духе преданности идеалам независимости, любви к Родине, семье и окружающей природе;

- развитие науки, техники и технологий посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических кадров и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе и экономике;

- введение в практику действенных механизмов интеграции образования, науки и производства;

- формирование конкурентной среды на рынке образовательных услуг;

- развитие взаимовыгодного сотрудничества в области высшего образования с развитыми странами;

- совершенствование управления и расширение самостоятельности высших учебных за ведений.

Система высшего образования состоит из:

- государственных и негосударственных высших учебных заведений, реализующих образовательно-профессиональные программы в соответствии с государ­ственными образовательными стандартами;

- научно-педагогических учреждений, выполняющих исследовательские работы, необходимые для развития высшего образования

- органов государственного управления образованием, а также подведомственных им предприятий, учреждений и организаций.

Высшее образование имеет две ступени: бакалавриат и магистратуру.

Бакалавриат — базовое высшее образование с фунда­ментальными и прикладными знаниями по направлению специальностей с продолжительностью обучения не менее четырех лет.

Магистратура — высшее образование по конкретной специальности с продолжительностью обучения не менее двух лет на. базе бакалавриата.

В республике высшее образование реализуется в уни­верситетах, академиях и институтах.

Университет:

- реализует образовательно-профессиональные программы высшего и послевузовского образования по широкому спектру областей знаний и направлений подготовки;

- осуществляет переподготовку и повышение квалификации специалистов различных отраслей экономики, педагогических кадров вузов, профессиональных колледжей и академических лицеев;

- выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;

- является научным и методическим центром в соответствующих областях знаний.

Академия:

- реализует образовательно-профессиональные программы высшего и послевузовского образования по конкретным областям знаний и направлениям подготовки;

- осуществляет переподготовку и повышение квалификации специалистов по определенным областям знаний и направлениям подготовки;

- выполняет фундаментальные и прикладные исследования в одной из областей науки, культуры или искусства;

- является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.

Институт:

- реализует образовательно-профессиональные программы высшего и послевузовского образования, как правило, по направлениям подготовки в одной области знаний;

- осуществляет переподготовку и повышение квалификации специалистов для Определенных отраслей экономики;

- ведет, как правило, прикладные научные исследования и опытно-конструкторские разработки.

Эффективность решения перечисленных задач системы высшего образования и ее структурных подразделе­ний (университетов, академий, институтов и др.) в значительной мере зависит от содержания, принципов и методов реализации управленческих задач на всех уровнях руководства системой.

Какова структура системы управления высшим образо­ванием и какие задачи ее подсистем?

3.1.2. Уровни управления высшим образованием

Мощная сила для управления преобразованиями в сфере высшего образования заключена в партнерстве между лицами, ответственными за разработку и реализацию образовательной политики на национальном и институциональном уровне [24].

В соответствии с законом Республики Узбекистан "Об образовании" предусмотрены следующие уровни системы управления высшим образованием:

1. Кабинет Министров Республики Узбекистан, к компетенции которого относятся:

- осуществление единой государственной политики в области высшего образования;

- руководство уполномоченными государственными органами по управлению образованием, в том числе Министерством высшего и среднего специального образования (МВССО);

- разработка и реализация программ развития образования;

- установление порядка создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений;

- определение порядка аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических и научных кадров;

- выдача разрешений на право занятия образовательной деятельностью образовательным учреждениям других государств на территории Республики Узбекистан;

- определение порядка признания и установления эквивалентности документов иностранных государств об образовании в соответствии с законодательством;

- утверждение государственных образовательных стандартов;

- утверждение документов об образовании государственного образца и установление порядка их выдачи;

- установление количества государственных грантов и порядка приема в образовательные учреждения;

- назначение ректоров государственных высших учебных заведений;

- установление порядка перевода обучающихся с одного аккредитованного образовательного учреждения в другое;

- иные полномочия в соответствии с законодательством.

2. Уполномоченный государственный орган по управлению образованием, к компетенции которого относятся:

- реализация единой государственной политики в области образования;

- координация деятельности и осуществление методического руководства образовательными и другими учреждениями;

- обеспечение исполнения государственных образова тельных стандартов, требований к уровню образования и качеству профессиональной подготовки специалистов

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту