рефераты по менеджменту

Менеджмент высшего образования

Страница
11

Блок математических и естественнонаучных дис­циплин:

- формирует представление о математическом по­знании и моделировании, информационных технологиях;

- формирует представление о фундаментальном един­стве естественных наук, концепции современного естест­вознания, о новейших открытиях естествознания и пер­спективах их использования в науке, технике, технологии, об экологических принципах рационального природопользова­ния и деятельности человека;

- обеспечивает углубленное изучение фундаментальных наук, необходимых для соответствующей области знаний.

Блок общепрофессиональных дисциплин:

- формирует глубокие знания по общепрофессиональным дисциплинам

- создает базу для изучения специальных дисциплин направления образования;

- прививает навыки и умения профессиональной деятельности.

Блок специальных дисциплин:

- формирует знания, умения и навыки профессиональной деятельности по на правлению образования;

- определяет осознанный выбор дальнейшего образования по конкретной специальности;

- дает представление о научно-технических достижениях, проблемах и перспективах развития направления образования.

В образовательно-профессиональных программах магистратуры государственный компонент решает две основные задачи: общеметодологическую и специальную подготовку высококвалифицированных кадров на базе бакалавриата.

Рынок труда управляет образованием посредствам квалификационных требований, определяя сферу, объекты и виды профессиональной деятельности кадров, а также возможности их профессиональной адаптации. Для обеспечения этих требований в ГОСах предусматривают­ся соответствующие требования к обязательному мини­муму содержания образовательно-профессиональной программы и уровню подготовки кадров. Как видно из рис. 3.02, совокупность квалификационных требований и соот­ветствующей образовательно-профессиональной программы образует ГОС.

Резюме. Национальная модель подготовки кадров является основой обеспечения конкурентоспособности экономики Узбекистана. Одним из важнейших элементов Национальной модели являются государственные образо­вательные стандарты, определяющие цели и ценности образования, его содержания и результаты (требования к уровню подготовки), основные характеристики образовательно-профессиональных программ, формативную структуру образовательного процесса, его объемную и временную структуру с ориентацией на поэтапное и итоговое диагностирование степеней достижения цели, уровень образования и образованности.

Основными принципами разработки ГОС являются:

- гуманизация и гуманитаризация;

- фундаментализация;

- общеобразовательная и профессиональная подготовка;

- преемственность и непрерывность;

- опережающая подготовка;

- мобильность образовательно-профессиональной про­граммы;

- академическая мобильность студентов;

- унификация блоков и групп дисциплин;

- привитие навыков самообразования;

- многоуровневый контроль качества.

Организационно-управленческие функции ГОС заключаются в упорядочении и регламентации качественных и количественных характеристик образовательной системы, посредством которых обеспечивается контроль за образованием со стороны личности, государства, общества, работодателя и др.

Рис. 3.02. Что такое ГОС? КТ - квалификационные требования;

ОПП - образовательно-профессиональная программа

3.3. Управление качеством образования

3.3.1. Факторы, влияющие на качество обучения и профессиональной подготовки кадров

Качество в сфере высшего образования является многомерной концепцией, которая должна охватывать все его функции и виды деятельности: учебные и академические программы, научные исследования и стипендии, укомплектование кадрами, обучающихся, здания, материально техническую базу и оборудование, работу на благо общества академическую среду [24].

Качество обучения и профессиональной подготовки кадров - это главный выходной параметр образовательной системы, включающей:

- людей: профессорско-преподавательский состав, обучающихся, учебно-вспомогателвный персонал, адми­нистративных работников и др.;

- технологии: педагогические, воспитательные, ин­формационные, управленческие, контролирующие и др.;

- материально-техническое обеспечение: здания, обо­рудование, лабораторно-практическую базу и т.д.;

- нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение;

- стимулы и мотивы;

- внешние воздействия: требования рыночной эконо­мики, личности, общества и государства.

Указанные составные элементы образовательной сис­темы определяют совокупность доминирующих факторов, влияющих на качество обучения и профессиональной подготовки кадров. Эти факторы представлены на рис. 3.03, на котором качество обучения и профессиональной подготовки условно представлено в виде многомерной структуры - "домика".

Фундамент зависит от факторов, связанных с качеством подготовки выпускников среднего специального, профессионального образования, и его преемственностью с высшим образованием.

На плохом фундаменте хороший дом не построить!

Правая стена зависит от факторов, связанных с про­фессорско-преподавательским составом: профессиональная квалификация, психолого-педагогическая подготовка, духовность и культура, мотивация и стимулы, уровень партнерства с обучающимися.

Образовательное учреждение не может быть лучше преподавателей, работающих в нем.

На левую стену влияют факторы, определяемые Государственными образовательными стандартами (ГОС): учебные планы и программы дисциплин, учебно-методическое обеспечение, материально-техническое обеспечение, квалификационные практики.

Хорошая нормативно-правовая база — основа хорошей организации учебно-воспитательного процесса и управления им.

Передняя стена зависит от факторов, связанных с интеграцией образования, науки и производства: использование в учебном процессе квалифицированных специалистов и современной материально-технической базы науки и производства, участие в решении их проблем.

Интеграция образования, науки и производства — платформа конкурентоспособной экономики.

На заднюю стену влияют факторы, связанные с орга­низацией и управлением образовательного учреждения и его подразделений: система управления, методы и стили управления, индивидуально- и общественно-психологические качества руководителя

Управленческая деятельность по своему содержанию и характеру играет интеллектуально упорядочивающую роль в жизни трудовых коллективов.

На крышу влияют факторы, определяемые конкурентной средой рыночной экономики и перспективами: потребности и интересы личности, возможности их удовлетворения, материальное и моральное стимулирование труда, социальная защита.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту