рефераты по менеджменту

Менеджмент высшего образования

Страница
39

Таблица 6.01

Структура источников доходов на образование в университетах Великобритании, США и Франции (в %)

Источники

Англия

США

Франция

1.  

Государственные расходы, всего:

85,5

51,1

99,0

в том числе:

централизованные

84,0

16,5

96,2

расходы штатов

-

30,6

-

местные

1,5

4 ,0

2,8

2.

Расходы частных компаний и благотворительных организаций

2,5

6,9

-

3.

Расходы учащихся и их семей

8,0

20,3

1,0

4.

Собственные доходы вузов

-

11,4

-

5.

Прочие источники

4,0

10,4

-

Многие западные правительства стремятся урезать объем государственных расходов, чтобы сбалансировать бюджет. Даже в Западной Европе финансирование явно смещается от правительственных грантов в сторону доходов, поступающих от коммерческой деятельности вузов или в качестве платы за обучение. В таких странах как Германия плата за обучение была по существу номинальной, в Великобритании плата более значительна, но в большинстве бремя этих расходов несли районные или

городские власти по месту проживания студентов, и власти препятствовали установлению вузами платы за обучение самостоятельно. В настоящий момент данная система претерпевает изменения, и вскоре во многих западных странах плата за обучение будет устанавливаться вузами и финансироваться главным образом самими студентами. Полагают, что это позволит поднять и уровень образования, так как студенты будут предъявлять более высокие требования к университетам, которые они выбирают, а те, в свою очередь, относиться с повышенным вниманием к самому образовательному процессу. Поскольку студенты являются главными получателями образовательных услуг в системе высшего образования и могут ожидать повышения своих заработков в дальнейшем, во всем мире считается справедливым и разумным финансирование ими расходов на образование. За счет повышения образовательного уровня трудовых ресурсов, которое обеспечивает в среднем более высокую произво­дительность труда и более высокие доходы населения в целом, выигрывает общество - это часть аргументов, приводимых в пользу правительственного финансирования части расходов на образование. На практике споры затем фокусируются на справедливом соотношении взносов со стороны правительства и студентов (их родителей). Во многих западных странах это соотношение в данный момент смещается в сторону больших объемов финансирования за счет студентов и меньших — за счет правительства. Таким образом, возникает тенденция снижения индивидуального бюджетного финансирования студентов, которые в свою очередь должны теперь оплачивать все большую долю расходов на образование.

В некоторых странах развивается система кредитования студентов. Окончательным результатом ужесточения финансовой ситуации для студентов стало стремление последних финансировать часть расходов на свое обучение за счет собственных заработков, что сказывается на увеличении продолжительности учебы и увеличении спроса на более гибкие модели обучения. Однако взимаемая со студентов плата за обучение даже в США в государственных вузах покрывает только 20% затрат на обучение (в частных — 33%). Остальные затраты финансируются из других государственных и частных источников. В большинстве стран дефицит бюджета, лимитирующий государственное финансирование высшего образования, сохраняется из года в год. Поэтому вузам предоставляется право отыскивать дополнительные источники финансирования, и в этом им оказывается всемерная поддержка.

Коммерческая деятельность осуществляется в различных формах:

-использование университетских площадей и оборудования для проведения конференций и других общественных мероприятий;

- создание фирм, использующих оказываемые вузами услуги или принадлежащую им землю;

- консультирование коммерческих компаний вузовскими специалистами;

- дополнительные образовательные услуги населению;

- выполнение заказных научно-исследовательских работ и др.

Для обеспечения законности бухгалтерской и налоговой отчетности подобные виды деятельности ведутся коммерческими фирмами, полностью принадлежащими вузам, и полученная прибыль поступает в распоряжение вузов. На пути создания эффективных систем, которые приносили бы доход университетам, возникают практические сложности, например, проблема распределения прибыли между вузами и фирмами. Очевидно, что никто не станет создавать такие фирмы в университете, если последний будет забирать себе всю прибыль. Существенное значение имеют налоговые льготы, предоставляемые вузам в случае реинвестирования прибыли от коммерческой деятельности.

Самым легким путем повышения производительности высших учебных заведений является увеличение набора студентов без осуществления дополнительных затрат на здания, лаборатории, библиотеки, компьютерные центры и без привлечения дополнительного штата профессоров. Этот подход широко использовался в конце 70-х и 80-х , годов, например, в Германии и в Великобритании. Он может быть оправдан при наличии достаточных резервов и при поддержке и одобрении со стороны вовлеченных сотрудников вузов. Однако в связи с тем, что в большинстве университетов профессорско-преподавательский состав участвует в научно-исследовательской деятельности или имеет связи с исследовательскими институтами, этот подход скоро исчерпал свои возможности. По объективным причинам невозможно увеличить нагрузку преподавателей без ограничений других функций университета: число студентов может быть увеличено только за счет дополнительных ресурсов. Вот почему, например, в Великобритании и в других странах в 60-х годах система образования была расширена очень дорогостоящим способом — с помощью создания абсолютно новых институтов (в основном университетов).

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту