рефераты по менеджменту

Менеджмент высшего образования

Страница
30

Научная самостоятельность вуза выражается в выборе направлений научных исследований, тематики, заказчи­ков, а также форм и методов проведения работ.

Основой экономической самостоятельности вуза явля­ется признание существования продукта, производимого вузом в результате своей деятельности. Под экономиче­ской самостоятельностью подразумевается, с одной сто­роны, свобода в распоряжении, как собственными сред­ствами вуза, так и ресурсами, полученными в результате образовательной, научной и хозяйственной деятельности, с другой стороны, полная экономическая ответствен­ность вуза за результаты своей деятельности.

Экономика высшей школы — это особая часть нацио­нального производства товаров и услуг, функционирование которой основано на специфичной организации финансо­вых, материальных и трудовых отношений в данной сфере деятельности.

За образовательным учреждением, в целях обеспече­ния образовательной деятельности в соответствии с его уставом, учредитель закрепляет объекты права собствен­ности (землю, здания, сооружения, имущество, оборудо­вание, а также - другое необходимое имущество потреби­тельского, социального, культурного и иного назначе­ния), принадлежащие учредителю на правах собственно­сти или арендуемые им у третьего лица (собственника). Объекты собственности, закрепленные учредителем за образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения.

Высшее образование оказывает важное влияние на экономические и социальные стороны жизни общества и личности. Именно это воздействие является определяю­щим стимулом при выборе государственной и регио­нальной политики в сфере высшего образования.

Экономическое воздействие высшего образования осуществляется через совокупность накопленных полез­ных свойств человека, его квалификационных и профес­сиональных качеств, которые в процессе непосредствен­ного применения в сфере общественного производства будут способствовать приумножению благ конкретного человека, предприятия или организации, в которой он будет работать, в конечном счете — росту благосостояния соответствующей территории и государства. Так, по опы­ту американских фирм, каждые 35 тысяч долларов, вло­женных в образование, приносят прибыль 1 миллион долларов. Кроме того, характерной особенностью про­гресса в современном обществе является интеллектуали­зация труда. Поэтому исключение данной сферы из чис­ла приоритетных, неизбежно приведет к отставанию от ведущих стран мира.

Социальное воздействие заключается в том, что в высшем учебном заведении в большей степени осуществ­ляется формирование личности, индивидуального и об­щественного сознания, приумножается духовное богатст­во общества посредством предоставления образователь­ных, культурно-просветительных услуг.

Высшее образование — это инвестиции в человеческий фактор. Общество, государство в целом заинтересованы в этих инвестициях, поскольку повышение уровня образова­ния обеспечивает экономический рост, повышение производительности труда, сглаживает социальные проблемы.

Можно выделить следующие направления воздейст­вия вуза на регион:

- Экономическое воздействие. Регион получает зна­чительный доход, так как наличие вуза приводит к суще­ствованию потока дополнительных финансовых ресурсов. Увеличению дохода способствует то обстоятельство, что студенты расходуют большую часть своих средств именно в данном регионе. При этом состояние рынка труда из­меняется в сторону увеличения числа высококвалифици­рованных специалистов, что, в свою очередь, приводит к увеличению их конкурентоспособности и увеличению на них спроса на данном рынке. Это в конечном счете спо­собствует увеличению количества рабочих мест, связан­ных с высококвалифицированным трудом. Возможны изменения в структуре производства в сторону увеличения организаций и фирм, выпускающих и использующих наукоемкую технологию.

- Демографическое воздействие. Наличие вузов при­водит к росту населения, увеличению его мобильности. Кроме того, студенческий контингент оказывает положи­тельное воздействие на изменение структуры населения региона.

- Социальное воздействие. Врегионе происходит улучшение качества жизни, а повышение образователь­ного уровня населения региона способствует снижению уровня преступности.

- Культурное воздействие. Существование высших учебных заведений приводит к повышению культурного и нравственного уровня в регионе, способствует активи­зации культурной жизни.

В то же время и регион оказывает воздействие на высшее учебное заведение. Вуз учитывает интересы ре­гиона, в противном случае он может потерять не только контингент студентов, но и заказы на разные виды своей деятельности. Деятельность вуза строится на непосредст­венном изучении регионального рынка труда и рынка научных технологий.

С переходом к рыночной экономике вузы стали обла­дать большей свободой в определении финансовой поли­тики и организации своей деятельности на основе ком­мерческого расчета. Они самостоятельно определяют спектр тех услуг, которые могут предложить сегодня на рынке. Обоснованность цен и качество данных услуг не­посредственно влияет на эффективность функциониро­вания вузов, их репутацию и, как следствие, экономиче­ское благополучие. В то же время, исходя из того, что деятельность высшей школы оказывает первостепенное воздействие на жизнь общества, экономическое и поли­тическое положение страны, данная сфера находится под непосредственным контролем государства. Это выража­ется, с одной стороны, в рекомендациях вузам по вопро­сам, связанным с государственными стандартами высшего образования, с другой стороны, — в определенном ограничении коммерческой деятельности вузов.

Структура финансово-кредитного механизма в целом состоит из следующих элементов:

- формы, методы, принципы организации финансово-кредитных отношений;

- законодательное регламентирование;

- система планирования, управления и контроля за ре­зультатами финансово-кредитного воздействия.

Несмотря на то, что данные звенья функционируют самостоятельно, они взаимосвязаны и взаимозависимы. Внутренняя увязка данных составных частей финансово-кредитного механизма является первоочередным и не­отъемлемым условием, определяющим эффективность его функционирования.

Финансирование системы высшего образования

I Финансовые ресурсы вузов складываются из двух ис­точников: государственного бюджета и внебюджетных средств.

В основу расчета бюджетных расходов закладываются: гранты приема студентов (учащихся); контингент студен­тов (учащихся); объем материально-технической базы образовательных учреждений. Для определения штата профессорско-преподавательского состава и соответст­вующего фонда заработной платы используется такой показатель, как установленное число студентов на одного преподавателя.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту