рефераты по менеджменту

Управление персоналом

Страница
42

Собеседование (интервью), начинаясь с широкого поля познания о кандидате, постепенно сужается: в его сферы вовлекаются только те аспекты, которые имеют прямое отношение к деятельности в данной организации. После их выяснения беседа «замыкается» на трудовом договоре — последней точке, после чего заканчивается.

Такое построение интервью, видимо, навело специали­стов на мысль об изображении процесса в виде воронки (конуса), а его ход часто называется в литературе, соответ­ственно, конусо- или воронкообразным.

Предприятие чаше всего начинает знакомство с кан­дидатами заочно — через изучение присланных ими заяви­тельных документов (см. табл. 22.5). Обстоятельный анализ каждой из поданных «бумаг» позволяет составить первич­ную картину о претенденте и определить необходимость «контактного» общения, а также сэкономить время работни­ков службы управления персоналом, особенно при большом количестве вакансий и желающих получить рабочее место.

На практике содержание процесса отбора, наличие или отсутствие отдельных этапов, а также их последовательность могут меняться в зависимости от характера деятельности организации, от специфики вакантной должности, от возможностей кадровой службы и т. д. Например, тестирова­нию обычно не подвергают работников, претендующих на относительно простые работы, для которых не требуется специальное обучение (например, грузчики, разнорабочие), либо, наоборот, на работу, которая требует высокого уров­ня профессиональных знаний (например, юристы, препода­ватели). Справку о состоянии здоровья отдел персонала (отдел кадров) запрашивает, как правило, для профессий, требующих определенного уровня развития физических качеств (например, охранники, грузчики), или для профес­сий, имеющих дело с продуктами питания (продавцы, ра­ботники сферы общественного питания, работники детс­ких дошкольных учреждений). В зависимости от должности, на которую отбираются кандидаты, может меняться значимость тех или иных критериев или исполь­зуемых процедур. Так, проверка сведений и рекомендаций, предоставляемых кандидатами, имеет особое значение для профессий, предполагающих материальную или финансо­вую ответственность.

Содержание процедур отбора представлено в табл. 22.6.

Таблица 22.6 Содержание стадии отбора в организации

Стадии отбора

Описание

Ответственные

1 . Заполнение форм (анкеты)

В анкету включаются вопро­сы, позволяющие выяснить квалификацию кандидата.

Разработка анкеты — менеджер по персоналу. Утверждение — пер­вые лица.

2. Предвари­тельное ин­тервью

Цель — определить, подходит ли кандидат предприятию (фи­зическая кондиция, первое внешнее впечатление). Для проведения можно использо­вать нейтральное заведение. Во время интервью разумно про­верять документы соискателя, подтверждающие его профес­сиональные знания и опыт.

Подготовка и прове­дение — менеджер по персоналу.

3. Тестирова­ние

Может заканчивать интер­вью. Тесты могут быть ти­повыми или психологиче­скими. Цель — подтвержде­ние проф. пригодности, выяс­нение мотивации, выявление психологического портрета.

Разработка тестов — менеджер по персоналу с консультацией у руководителей подраз­делений и первых лиц. Утверждение — пер­вые лица.

4. Рекомен­дации

Используется редко (в ос­новном для руководящих и ответственных работников). Цель — проверка правдиво­сти заполнения форм и вы­яснение отношения других людей к кандидату.

Реализация — менед­жер по персоналу.

5. Углублен­ные беседы

Наиболее важная часть про­цесса. Восполнение пробелов в информации о кандидате после предыдущих этапов. Проверка способности канди­дата влиться в коллектив.

Подготовка — менед­жер по персоналу. Проведение — руко­водитель подразделе­ния с участием или без первых лиц и менед­жера по персоналу.

6. Экзамен

Практические рабочие зада­ния. Необходим для обеспече­ния безопасности будущей работы.

Подготовка — менеджер по персоналу с консуль­тацией у руководителей подразделений. Проведение — руководитель подразделения.

7. Предложе­ние работы

Определение испытательного срока и оклада на срок испы­тания и в дальнейшем. Лист очередности подходящих кандидатов.

Осуществление — первые лица или руководитель подразделения.

Оценка эффективности найма

Альтернативы найму

Прежде чем принимать решение о подборе новых сотруд­ников, целесообразно определить, все ли средства, являющиеся своеобразной альтернативой найму, использованы в организа­ции. К ним относятся:

• сверхурочная работа, повышение интенсивности труда;

• структурная реорганизация или использование новых схем производства;

• временный наем;

• привлечение специализированных фирм для осуществле­ния некоторых видов деятельности.

Затраты на привлечение персонала

Прежде чем осуществлять подбор персонала, в финансовых планах организации следует учесть затраты. Так, если органи­зация использует для подбора сотрудников агентство по найму, то ее затраты будут не менее чем двухнедельная зарплата этого сотрудника, а если интересующий организацию человек являет­ся специалистом, то затраты будут приблизительно равны его месячному или полуторамесячному окладу. Пользование услу­гами таких агентств, с одной стороны, существенно экономит время штатных работников организации, поскольку внешние кадровые консультанты осуществляют большую часть работы по предварительному отбору кандидатов, и только прошедшие через "отборочное сито" (как правило, до пяти человек) будут интервьюироваться непосредственно менеджером по персоналу или руководителем организации. С другой стороны, у сотруд­ников агентств не всегда имеется достаточно информации о стратегии организации, ее культуре и особенностях тех руководи­телей, "под которых" подбирается кандидат, это может приводить к различного рода недоразумениям, вплоть до отвержения всех кандидатов, предлагаемых агентством. Разумеется, в этом случае затраты организации могут быть весьма ощутимыми.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45 
 46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60 
 61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту