рефераты по менеджменту

Инновационные процессы в Белгородском регионе: их содержание, направления, инструменты совершенствования

Страница
39

Проблема недостатка финансовых средств, мобилизуемых в данную сферу деятельности предприятиями и региональными управленческими структурами, сохраняет свое значение.

Трудности с привлечением заемных средств путем получения долгосрочных кредитов на реализацию инновационных проектов вызваны, с одной стороны, требованиями кредитной политики коммерческих банков, а с другой, неустойчивым финансовым состоянием хозяйствующих субъектов, не имеющих залогового обеспечения.

Основным источником финансирования инновационной деятельности на большинстве промышленных предприятий, по оценкам респондентов, остаются собственные финансовые ресурсы. Соответственно, на пути реализации нововведений предприятия сталкиваются, прежде всего, с финансово-экономическими трудностями. К числу наиболее весомых из них на протяжении всех последних лет относится недостаток собственных денежных средств.

Основные опасения разработчиков составляют неопределенность спроса на инновационный продукт на рынке, и как следствие, значительные затраты на его продвижение. Основной причиной такого положения является отсутствие знаний и практических навыков в сфере эффективного продвижения своего продукта на рынке. Большинство предприятий не заинтересованы в обращении к сторонним организациям для сопровождения инновационных проектов.

Кроме того, существенным фактором, сдерживающим развитие инновационного бизнеса, является отсутствие развитой системы аутсорсинга с обеспечением всех заинтересованных предприятий и организаций, работающих на территории области, достоверной и доступной информацией о применяемых технологиях, разрабатываемых и (или) находящихся в процессе внедрения перспективных инновационных проектах.

Количество обращений в региональные структуры поддержки инновационной деятельности крайне мало, что свидетельствует о недостаточном уровне услуг, предоставляемых данными структурами.

Как следует из представленных данных, низкая инновационная активность вызвана, по мнению предприятий, в первую очередь экономическими, а не производственными причинами. Вместе с тем растет удельный вес такого показателя, как низкий инновационной потенциал предприятия. Это косвенно подтверждает факт разрушения производственной базы предприятий и устаревания имеющегося у них оборудования.

Это позволяет сделать вывод, что для активизации инновационной деятельности необходимы не только финансовые ресурсы, но и организационные усилия со стороны органов власти и управления области, направленные на совершенствование институциональной среды и развитие инновационной инфраструктуры.

Существенным негативным фактором является отсутствие достоверной и доступной всем заинтересованным предприятиям и организациям, работающим на территории области, информации о разрабатываемых и (или) находящихся в процессе внедрения перспективных инновационных проектах.

В результате нарушается взаимосвязь между отдельными этапами инновационного цикла от рождения идеи, до технического воплощения и успешной коммерческой реализации конечного продукта на рынке.

К числу неблагоприятных факторов, влияющих на продвижение инновационных проектов, следует отнести снижение потенциала рынка труда, вызванное оттоком высококвалифицированных кадров из промышленности в другие сферы хозяйственной деятельности и, как следствие, трудности при формировании новых высокотехнологических производств. Работающие в настоящее время на промышленных предприятиях специалисты не имеют достаточной подготовки и опыта в области инновационного менеджмента и бизнес-планирования.

Таким образом, примененная система показателей комплексной оценки современного состояния развития инновационных процессов в промышленности области, позволяет сделать вывод о недостаточности и неравномерности его темпов, нерациональности структуры и низкой степени мотивации субъектов хозяйствования в дальнейшем совершенствовании.

Все это требует разработки и реализации государственной (областной) инновационной политики в целях воздействия на инновационную активность региональных экономик, применения стратегического управления инновациями.

Региональная инновационная политика в Белгородской области

На современном этапе структурной перестройки и технологической модернизации основных отраслей экономики Белгородской области, а также создания условий для продвижения научно-технических разработок на рынок формируется целостная система мер государственного (областного) стимулирования инновационной деятельности, используя программно-целевой подход.

Инновационная политика и научно-техническая деятельность призваны обеспечить устойчивое экономическое развитие области и повышение качества жизни населения за счет:

- создания дополнительных рабочих мест в сфере науки, производства и услуг;

- увеличения поступлений в бюджеты разных уровней путем наращивания объемов производства наукоёмкой конкурентоспособной продукции;

- повышения образовательного уровня населения области;

- решения экологических и социальных проблем в результате использования новейших технологий.

С 2003 года администрацией Белгородской области, совместно со всеми заинтересованными структурами, реализуется комплекс мероприятий по формированию региональной инновационной системы (РИС)

Она подразумевает систему правовых и организационно-экономических мер по стимулированию структурных и технологических преобразований в приоритетных направлениях инновационного промышленного развития области; содействию интеграции бизнеса и науки; сопряжению инновационных процессов в оборонном и гражданском секторах промышленности; включению потенциала инновационных разработок вузов, предприятий малого и среднего бизнеса в процесс модернизации отраслей экономики региона.

Существует несколько условий, при которых инновационный процесс эффективен

1. Достаточность исходного научно-производственного потенциала территории.

2. Наличие у территории реальных конкурентных преимуществ.

Белгородская область полностью соответствует этим условиям. Научно-производственный комплекс области содержит «критическую массу» существенных элементов, на основе которых в разумные сроки можно создать необходимые инновационные цепочки и обеспечить реальный конкурентоспособный выход на рынки высокотехнологичной продукции.

В качестве конкурентных преимуществ в Белгородской области выступает не только наличие современных производственных мощностей и исследовательского потенциала, но и выгодное географическое расположение территории, транспортные коммуникации, высокая концентрация научно-производственных организаций в обрабатывающей промышленности и образовательный уровень населения.

Одним из основных механизмов реализации государственной (областной) политики в области развития инновационной системы является формирование целостной системы нормативно-правовых, экономических и иных норм стимулирования, поддержки и регулирования инновационной деятельности.

Необходимо отметить, что нормативно-правовой аспект в процессе регулирования инновационного развития включает в себя совершенствование законодательной базы инновационной деятельности. При этом должен быть учтен уровень нормативно-правового обеспечения инновационной сферы в настоящее время и необходимость разработки целевых инновационных программ и других нормативно-правовых документов для поддержания развития инновационной деятельности.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45 
 46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60 
 61  62  63 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту