рефераты по менеджменту

Инновационные процессы в Белгородском регионе: их содержание, направления, инструменты совершенствования

Страница
6

Таким образом, согласно целевому классификационному признаку, инновации бывают двух видов: кризисные и развития.

Внешний классификационный признак указывает на форму реализации инновации. По внешнему классификационному признаку инновации бывают в формах продукта и операции. Инновация в форме продукта представляет собой результат инновации, материализованный в вещи (станок, товар, сырье и т.п.). Инновация в форме операции представляет собой результат инновации, направленный на осуществление определенного действия и выраженный определенными правилами, инструкциями, условиями действия и т. п. К этим инновациям относятся: технологии производства продукции, обслуживания населения, формы торговли, финансовые операции, договоры банковского счета, операции по поглощению других предприятий, операции по захвату рынка и т. д.

Структурный классификационный признак показывает, для какой отрасли экономики комплекса или для какой сферы экономических отношений предназначена данная инновация. Структурный классификационный признак определяет групповой состав инноваций как единой сферы экономических интересов государства. По структурному классификационному признаку инновации бывают: производственно-торговые; социально-экономические; финансовые; управленческие.

Классификационная схема инноваций включает в себя вид и форму инновации. Вид инновации представляет собой совокупность отдельных инноваций, сведенных в единую группу по определенным признакам, позволяющим отличить эту группу инноваций от других групп. Например, в инновациях, выделенных по целевому признаку, видами инноваций являются кризисная инновация и инновация развития; в инновациях, выделенных по внешнему признаку, видами инноваций являются продукт и операция и т. п.

Вид инноваций включает в себя разные формы инноваций. Форма инноваций – это группа инноваций, объединенных единым способом существования или единой сущностью какого-либо нововведения. Это новая техника, новый товар, новый страховой продукт, новый туристский продукт (тур, круиз, туристский маршрут и т. п.), новая технология производства продукции и т.п. [26].

С точки зрения экономической практики инновационная деятельность может осуществляться как один из видов деятельности существующих предприятий, банков и других субъектов, так и специализированными юридическими лицами (инновационными предприятиями, банками, фондами, консорциумами и т.п.), создаваемыми для реализации конкретного инновационного проекта или программы либо имеющими инновационную деятельность в качестве основной.

Продуктами (результатами) инновационных процессов, по поводу которых возникают экономические и правовые отношения между её субъектами, могут быть:

инновационные проекты, определяющие технологию и результаты освоения конкретных инноваций (промежуточный результат, находящий отражение в бизнес-плане);

освоенные в производстве технологические процессы, обеспечивающие социально-экономический и экологический эффект при реализации конечной продукции);

принципиально новые, новые и улучшенные продукты (товары и услуги), являющиеся результатом использования научно-технических достижений.

В процессе инновационной деятельности может осуществляться защита интеллектуальной собственности на основе законодательства об авторском и патентном праве.

В. Глухов, С. Коробко, Т. Маринина предлагают классификацию инноваций по следующим признакам:

1. Значимость (базисные, улучшающие, псевдоинновации).

2. Направленность (заменяющие рационализирующие, расширяющие).

3. Место реализации (отрасль возникновения, отрасль внедрения, отрасль потребления).

4. Глубина изменения (регенерирование первоначальных способов, изменение количества, перегруппировка, адаптивные изменения; новый вариант, новое поколение, новый вид, новый род).

5. Разработчик (разработанные силами предприятия, внешними силами).

6. Масштаб распространения (для создания новой отрасли, применение во всех отраслях).

7. Место в процессе производства (основные продуктовые и технологические, дополняющие продуктовые и технологические).

8. Характер удовлетворяемых потребностей (новые потребности, существующие потребности).

9. Степень новизны (на основе нового научного открытия, на основе нового способа применения к давно открытым явлениям).

10. Время выхода на рынок (инновации-лидеры, инновации последователи).

11. Причина возникновения (реактивные, стратегические).

12. Область применения (технические, технологические, организационно-управленческие, информационные, социальные и т. д.)[27].

По научно-технической значимости и новизне различают:

базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и научно-технические разработки. Они становятся основой формирования новых поколений и направлений техники и технологий, не имеющих аналогов в отечественной и мировой практике;

улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения, усовершенствующие технологию изготовления и/или технические характеристики уже известных товаров и преобладающие на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла; псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий, чаще декоративного характера (форма, цвет), которые по своей сути тормозят технический прогресс[28].

За этим разделением стоят два типа инновационных процессов: пионерный и догоняющий[29].

Т. Меркулова считает, что в рамках стратегии «пионера» или «первопроходца» компания предлагает на рынок принципиально новый товар или услугу, получая при этом преимущество «первого хода» в данном бизнесе или данном регионе. Новые рынки появляются в результате открытия новых технологий, появления новых знаний, возникновения новых запросов у покупателей, внедрения новой маркетинговой концепции, появления новых финансовых инструментов и т.п. Современный мировой опыт показывает, что стратегия «пионера» связана с высоким риском, так как инновационные технологии сопряжены с неопределенностью, как самой разработки, так и реакции рынка на новое изобретение. В то же время данная стратегия может обеспечить устойчивое конкурентное преимущество благодаря монопольной позиции. Стратегия «последователя» менее опасна, но и доходы соответственно у таких компаний тоже ниже [30].

По направлениям воздействия на процесс производства инновации могут быть расширяющие (нацелены на глубокое проникновение в различные отрасли и рынки имеющихся базисных инноваций), рационализирующие (по сути близки к видоизменениям) и заменяющие (предназначены для замены старых продуктов или технологий новыми, основанными на выполнении той же функции).

Классификация инноваций по глубине вносимых изменений позволяет последовательно проследить переходы от инноваций более низкого уровня к более высокому:

- регенерирование первоначальных свойств системы, сохранение и обновление ее существующих функций;

- изменение количественных свойств системы;

- перегруппировка составных частей системы с целью улучшения ее функционирования;

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45 
 46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60 
 61  62  63 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту