рефераты по менеджменту

Инновационные процессы в Белгородском регионе: их содержание, направления, инструменты совершенствования

Страница
17

Государственная политика в области развития инновационной системы будет реализовываться по следующим направлениям:

1. Создание благоприятной экономической и правовой среды в отношении инновационной деятельности, в том числе:

- создание правовых условий для консолидации усилий федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления по формированию инновационной системы;

- расширение полномочий субъектов РФ и муниципальных образований по ресурсной поддержке инновационной деятельности;

- создание нормативно-правовой базы, направленной на формирование благоприятной среды для привлечения частных инвестиций для финансирования инновационной деятельности, включая развитие форм совместного финансирования инновационных проектов за счет средств федерального бюджета и средств частных инвесторов.

2. Формирование инфраструктуры инновационной системы, в том числе:

- создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры;

- формирование инновационно-активных территорий (наукоградов, технополисов и др.), в том числе технико-внедренческих экономических зон и парков.

Следующим концептуальным документом, определяющим долгосрочную перспективу инновационного развития России, стала Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. Основной целью Стратегии является формирование сбалансированного сектора исследований и разработок, превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста.

Реализация данной Стратегии также предполагает создание НИС Российской Федерации. Однако в этом документе уже четко прослеживаются региональные аспекты государственной инновационной политики.

Стратегия предполагает, что процесс создания НИС должен базироваться на основе формирования и развития региональных инновационных кластеров. Одними из главных структурных единиц таких кластеров должна стать инновационная инфраструктура – технопарки, инновационно-технологические центры, «бизнес-инкубаторы», центры трансфера технологий, венчурные фонды и др.

В составе задач в качестве основных в Стратегии выделяются – создание эффективной национальной инновационной системы; развитие институтов использования и защиты прав на интеллектуальную собственность; модернизация экономики на основе технологических инноваций.

Создание эффективной инновационной инфраструктуры и развитие малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере предполагает реализацию мер по созданию благоприятных условий для развития малого инновационного бизнеса и инновационной инфраструктуры, в первую очередь дальнейшее развитие:

- финансовых институтов, обеспечивающих непрерывность финансирования бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла, в первую очередь, «посевных» и венчурных технологических фондов;

- технологической инфраструктуры, включающей технико-внедренческие зоны, технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, инжиниринговые центры, центры трансфера технологий и т.п.

Основные меры в области развития институтов использования и защиты прав на интеллектуальную собственность лежат в области совершенствования нормативно-правовой базы, в частности нормативного закрепления рационального порядка приобретения прав на результаты научно-технической деятельности, созданные за счет бюджета.

Однако, как отмечается на федеральном уровне, существенная активизация инновационной деятельности и создание цивилизованного рынка объектов интеллектуальной собственности будут возможны только в том случае, если в нормативные правовые акты различных отраслей законодательства будут внесены согласованные системные изменения и дополнения, направленные на стимулирование инновационной деятельности.

Модернизация экономики на основе технологических инноваций предполагает технологическую модернизацию отраслей экономики на основе передовых технологий и интеграции с мировыми технологическими комплексами в интересах обеспечения глобальной конкурентоспособности и формирования в перспективе рынка инноваций для российского сектора исследований и разработок. Предлагаются различные формы модернизации, в том числе: развитие корпоративных НИОКР; импорт передовых технологий; расширение заказов российскому специализированному сектору исследований и разработок, прежде всего, в рамках частно-государственного партнерства. Одними из важных направлений станут: обеспечение доведения до потенциального потребителя информации по исследовательским работам госсектора науки, участие бизнеса в выборе технологических приоритетов, разработка мер технического регулирования, политика долгосрочных контрактов в рамках госзакупок, включая оборонзаказ, координация планов технологической модернизации государственных корпораций.

Одним из важных направлений станет стимулирование спроса в предпринимательском секторе на инновации, развитие налоговых инструментов стимулирования инновационной деятельности, в том числе на основе передового зарубежного опыта.

Примером практической реализации данной стратегии на федеральном уровне стало утверждение в 2006 году Государственной программы «Создание в РФ технопарков в сфере высоких технологий».

В первую очередь программа направлена на развитие информационно-коммуникационных технологий и одобренной Правительством РФ в 2004 году «Концепции развития рынка информационных технологий (ИТ) в Российской Федерации». Важнейшим мероприятием в рамках концепции является разработка программы создания специальных территорий развития ИТ (технопарков). Основные цели создания таких территорий – создание критической массы специалистов и развитой телекоммуникационной инфраструктуры на основе применения различных мер государственной поддержки, в том числе введения специального режима налогообложения.

Несмотря на обилие стратегических документов в инновационной сфере остаются множество нерешенных проблем, требующих именно законодательного оформления. Однако рамочный Федеральный закон «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике» так и не был утвержден на федеральном уровне.

Межведомственной рабочей группой по подготовке предложений по совершенствованию законодательства РФ в области новых направлений осуществления научно-технической и инновационной деятельности в 2006 году был разработан проект закона «О государственной инновационной политике в Российской Федерации», в котором определяется набор стимулов и преференций для научных и инновационных организаций в налоговом законодательстве.

Законопроект устанавливает основные цели и принципы государственной политики по развитию инновационной деятельности в Российской Федерации, определяет понятия инновационной деятельности, инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, основные направления деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по развитию инновационной деятельности, а также направления, виды и формы поддержки инновационной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления).

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45 
 46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60 
 61  62  63 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту