рефераты по менеджменту

Инновационные процессы в Белгородском регионе: их содержание, направления, инструменты совершенствования

Страница
7

- адаптивные изменения элементов производственной системы с целью приспособления друг к другу;

- новый вариант - простейшее качественное изменение, выходящее за рамки простых адаптивных изменений;

- новое поколение - меняются все или большинство свойств системы, но базовая концепция сохраняется;

- новый вид - качественное изменение первоначальных свойств системы, первоначальной концепции без изменения функционального принципа;

- новый род - высшее изменение в функциональных свойствах системы, которое меняет ее функциональный принцип.

Предприятие может осуществлять НИОКР, как собственными силами, так и с привлечением внешних организаций, отсюда деление по отношению к разработке на инновации, разработанные силами предприятия и внешними силами.

По масштабам распространения могут быть выделены локальные инновации, развивающие имеющиеся базисные технологии; отраслевые инновации, ставшие основой для новой отрасли; и глобальные инновации, которые находят применение во всех отраслях.

По характеру удовлетворяемых потребностей инновации могут быть ориентированы на существующие потребности или могут создавать новые.

По степени новизны инновации могут быть основаны на новых открытиях или быть созданными на основе нового способа, примененного к открытым явлениям.

По причинам возникновения инновации можно разделить на реактивные, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществленные конкурентом; и стратегические инновации, внедрение которых имеет упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

Анализ перечисленных выше признаков и соответствующих им видов инноваций позволяет сделать общий вывод, что приведенные классификации инноваций, несмотря на значительное количество классификационных признаков, фрагментарны и не позволяют сформировать целостную концепцию управления инновациями как процессно-результативным явлением.

В методических документах, утвержденных на федеральном уровне, прописаны следующие определения продуктовых, технологических и процессных инноваций [31]:

Продуктовые инновации представляют собой разработку и внедрение технологически новых и технологически усовершенствованных продуктов.

Технологические (процессные) возникают при применении новых или технологически значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов улучшенных.

Процессные инновации могут быть основаны на использовании нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности, а также на использовании результатов исследований и разработок. Такие инновации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства или передачи уже существующей на предприятии продукции, но могут предназначаться также и для производства и поставки технологически новых или усовершенствованных продуктов, которые не могут быть произведены или поставлены с использованием обычных производственных методов.

Организационные инновации (организационно-управленческие изменения) – тип инноваций, не имеющий отношения к технологическим инновациям и осуществляемым в их рамках нововведениям в организации производственных процессов или маркетинговым исследованиям, связанным с разработкой и реализацией технологических инноваций. Организационные инновации могут происходить по следующим направлениям:

а) разработка и реализация новой или значительно измененной корпоративной (акционерной) стратегии в организации (группе организаций);

б) внедрение современных (на основе информационных технологий) методов управления организацией (имеются в виду технологии с использованием современных средств вычислительной техники и специальных программных средств для решения, например, задач бухгалтерского и складского учета, учета кадров и других видов ресурсов, планирования потребностей организации, анализа финансового состояния организации и поддержки принятия управленческих решений, систем автоматизированного документооборота, информационно-справочных систем и т. п.);

в) разработка и внедрение новых или значительно измененных организационных структур в организации;

г) нововведения в использовании сменного режима рабочего времени;

д) применение современных систем контроля качества, сертификации продукции (услуг), включая использование современных отечественных и зарубежных (например, ISO 9000) стандартов качества;

е) разработка новых или значительно измененных методов и приемов организации труда в организации;

д) внедрение современных систем логистики и поставок сырья, материалов, комплектующих («точно в срок») и т. п., имеется в виду широко используемая за рубежом система бесперебойного материально-технического обеспечения производственных процессов непосредственно «с колес», минуя складские хозяйства в организации;

ж) создание специализированных подразделений по проведению научных исследований и разработок, практической реализации научно-технических достижений (технологические и инжиниринговые центры, малые инновационные предприятия);

з) организация и совершенствование маркетинговой службы в организации, включая как создание специализированных групп и подразделений, так и формирование фундаментальной концепции (стратегии) маркетинга организации;

и) прочие организационно-управленческие изменения.

С. Ильенкова полагает, что различные виды инноваций находятся в тесной взаимосвязи и предъявляют специфические требования к инновационному механизму. Технические и технологические инновации, влияя на содержание производственных процессов, создают условия для управленческих инноваций, поскольку вносят изменения в организацию производства [32].

Как видим, в приведенной выше классификации достаточно определенно прослеживается организационный и, более широко – управленческий подход к инновациям.

О. Москвина, В. Митенев предлагают, как нам кажется, одну из самых полных характеристик классификационных признаков инноваций представлена в таблице 1.1[33] (Приложение 1).

Как мы видим, в зарубежной и отечественной литературе по инноватике выделяется большое число видов классификаций инноваций, имеющих различные наборы переменных и создающих целостные системы по определенным признакам.

Однако все представленные отечественными авторами классификации носят во многом или общий характер, или ярко выраженное обоснование поставленных целей исследования, не учитывающие специфики нововведений с точки зрения их двойственности и присущих им особенностей формирования, развития и реализации.

Большинство классификаций инноваций осуществляется по формальным признакам. Такое расхождение во взглядах обусловливает необходимость формирования собственной совокупности классификационных признаков инноваций во взаимосвязи с методами и инструментами управления региональных органов (табл. 1.2). (Приложение 2)

А. Решетников справедливо отмечает, что в региональной экономике осуществленные инновации представляют собой ключевое конкурентное преимущество, так как ведут к росту прибыли, увеличению притока денежных средств, снижению себестоимости продукции и рыночных цен, созданию новых потребностей, повышению рейтинга производителя новых продуктов, освоению новых рынков сбыта.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45 
 46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60 
 61  62  63 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту