рефераты по менеджменту

Инновационные процессы в Белгородском регионе: их содержание, направления, инструменты совершенствования

Страница
18

Кроме того, торгово-промышленной палатой России разработан проект модельного Закона субъекта Российской Федерации «О развитии инновационной деятельности». Данным проектом предлагается регулировать отношения, возникающие в связи с осуществлением органами государственной власти субъекта Российской Федерации мер по развитию инновационной деятельности на территории этого субъекта. В проекте определены такие основные понятия, как инновация, инновационная деятельность, инновационный проект, государственная поддержка инновационной деятельности и другие. Законопроект определяет задачи и принципы государственной поддержки инновационной деятельности на территории субъекта Российской Федерации, а также виды и формы государственной поддержки субъектов инновационной деятельности.

Однако эти законопроекты так и не утверждены на федеральном уровне.

Как видно из вышесказанного, нынешняя ситуация с развитием и разработкой инновационного законодательства характеризуется непоследовательностью и узкой направленностью; в его рамках существует большое количество мнений, разнообразных тем, подходов, терминов.

В настоящее время разработкой отдельных аспектов инновационного законодательства занимаются различные ведомства, организации, группы, имеется заметный дефицит квалифицированных специалистов, обладающих необходимыми теоретическими знаниями и практическим опытом работы в инновационной сфере, существуют проблемы с понятийным аппаратом.

В России преобладают два мнения на законотворческий процесс в инновационной сфере: создание единого базового инновационного закона или разработка отдельных законов по различным аспектам инновационной деятельности. Отсутствие базового инновационного законодательства существенным образом тормозит развитие региональной инновационной нормативно-правовой базы, и как следствие формирование благоприятного инновационного климата в субъектах РФ.

К настоящему времени наличествует более 400 законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, которые имеют целью установить правовое регулирование инновационной деятельности и инновационной политики на территории регионов.

Каждый из этих законов по-своему трактует базовые инновационные понятия, имеет слабую экономическую и юридическую проработку отсутствуют четко прописанные механизмы межрегионального взаимодействия. И главное не выстраивается система взаимодействия региональных и федеральных органов власти при реализации скоординированной государственной инновационной политики.

Можно утверждать, что в конечном итоге подобное состояние дел может привести к фрагментарности законодательства, когда отдельные элементы национальной инновационной системы будут достаточно развиты, а другие важные составные части окажутся вне правового поля и соответственно необходимой поддержки.

Мы считаем, что на данном этапе необходима выработка системного подхода к формированию инновационного законодательства, а также применение эффективных механизмов его реализации.

На наш взгляд для создания и развития Национальной инновационной системы Российской Федерации необходимо разработать следующую нормативную базу:

Рамочный Федеральный Закон «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике». Данный закон должен устанавливать основные цели и принципы государственной политики по развитию инновационной деятельности в Российской Федерации, определять понятия инновационной деятельности, инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, основные направления деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по развитию инновационной деятельности, а также направления, виды и формы поддержки инновационной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления).

Федеральный Закон «О секретах производства, ноу-хау». Данный закон должен регулировать отношения, связанные с охраной, передачей и использованием секретов производства (ноу-хау) в целях повышения конкурентоспособности российской промышленности, предупреждения недобросовестной конкуренции и обеспечения баланса интересов обладателей секретов производства (ноу-хау) и других участников регулируемых отношений, в том числе государства, на рынке товаров, работ, услуг.

Федеральный Закон «О служебных изобретениях». Закон должен применяться к изобретениям, полезным моделям и предложениям по техническому усовершенствованию, сделанным наемными работниками, занятыми в частном секторе, наемными работниками в общественном секторе, гражданскими служащими и лицами, служащими в вооруженных силах.

Федеральный Закон «О передаче технологий».

Федеральный Закон «О распоряжении правами на государственные результаты научно-технической деятельности».

Федеральный Закон «О научно-технической информации».

Федеральный Закон «О контроле за экспортом технологий».

Федеральный Закон «О стимулировании коммерциализации технологий».

Кроме того, в рамках Концепции реформирования законодательства Российской Федерации с целью стимулирования инновационной деятельности необходимо определить:

- субъекты инновационной деятельности и принципы построения их отношений;

- основные направления и систему мер государственной поддержки инновационной деятельности, формы и методы государственного участия на всех этапах инновационного процесса;

- правовой режим венчурных фондов и компаний с венчурным капиталом и т.д.

Зарубежная практика построения инновационных систем показывает, что инфраструктура инновационной системы формируется и развивается в первую очередь на территориях субъектов и муниципальных образований с высокой концентрацией инновационного потенциала.

Практическая реализация федеральной инновационной политики должна осуществляться на основе обновленного программно-целевого подхода. Новая сущность целевых программ состоит в их рыночной основе. Поэтому организационные формы подготовки и реализации программ, а также методы управления отличаются от прежних. Способы привлечения исполнителей и распределения ресурсов основаны ныне на принципах добровольности, заинтересованности, материального стимулирования. Адресность и обязательность выполнения участниками программы запланированных мероприятий обеспечивается хозяйственными договорами (контрактами), системой экономических стимулов.

Жизненный цикл целевых программ, в том числе связанных с инновациями, включает следующие основные стадии:

- мониторинг (изучение и анализ) проблемы, осуществляемый как на начальном этапе, так и в процессе продолжения работ.

- разработка методологии, формализация, постановка и решение задач управления.

- реализация проектов, управление инновационными процессами.

На основе анализа проблем, требующих решения программными методами, формируются цели разработки, методы их достижения и практические инструменты реализации последних. Осознание проблемы, ее формулировка и формализация, используемые технологии и инструментальные средства отражаются на характеристиках решаемых задач: их постановке, степени формализации, интерпретируемости, полноте и представительности охватываемых ими проблем.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45 
 46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60 
 61  62  63 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту