рефераты по менеджменту

Инновационные процессы в Белгородском регионе: их содержание, направления, инструменты совершенствования

Страница
38

Однако существует ряд объективных и субъективных факторов, а также внешних и внутренних, препятствующих развитию инновационной деятельности, реализации высокоэффективных инновационных проектов.

К числу неблагоприятных факторов, влияющих на продвижение инновационных проектов, следует отнести снижение интеллектуального потенциала рынка труда, вызванное оттоком высококвалифицированных кадров из промышленности в другие сферы хозяйственной деятельности и разрывом ранее сложившихся звеньев в цепи смены поколений специалистов (даже в традиционных для Белгородской области сферах промышленного производства – электромеханики, космической и авиатехники).

Для раскрытия факторов, препятствующих повышению инновационной активности предприятий, целесообразно использовать данные о субъективном мнении их менеджмента, представленные в таблицах. (Приложение 6)

Прежде всего, необходимо оценить точки зрения менеджеров предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, как наиболее компетентных в данном вопросе. Как видим, основания их часть менеджеров, назвала в качестве основного (решающего) фактора недостаток собственных средств (17 из 68), существенное значение имеет недостаток финансовой помощи со стороны государства (9 из 68), затем. По убывающей следуют факторы – высокая стоимость нововведений (7), низкий платежеспособный спрос на новые продукты (7), низкий инновационный потенциал предприятия (5), недостаток квалифицированного персонала (5). Остальные факторы в качестве решающих оцениваются незначительным количеством менеджеров.

В целом, по мнению менеджеров, преобладают в качестве факторов, препятствующих инновациям, экономические, точнее – финансовые. В то же время, в совокупности, факторы нефинансового плана преобладают. Особенно если учитывать не только оцениваемые в качестве основных, но и существенных. В том числе можно выделить факторы, на которые можно оказывать воздействие организационными мерами со стороны органов власти и управления. В их числе следует особо отметить: низкий платежеспособный спрос на новые продукты (19), высокий экономический риск (13), длительный срок окупаемости нововведений (17), низкий инновационный потенциал предприятия (14), недостаток квалифицированного персонала (14), недостаток информации о новых технологиях (12), недостаток информации о рынках сбыта (12), недостаток возможностей для кооперирования с другими предприятиями и научными организациями (12), низкий спрос со стороны потребителей на инновационную продукцию (14), неопределенность сроков инновационного процесса.

Особенна важно отметить, что в качестве решающего или значимого фактора отмечены: недостаточность законодательных и иных нормативных документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность (22); неразвитость инновационной инфраструктуры (посреднических, информационных, юридических, банковских и других услуг) – 17; неразвитость рынка технологий – 18.

В целом представленную оценку факторов, подтверждают результаты анкетирования НП «Ассоциация «БЕЛГОРОДИНТЕХ» 302 реально действующих предприятий области (см. приложение 4), сумевших адаптироваться к рыночным условиям и достичь определенного уровня рентабельности (см. табл. 3.15)

Таблица 3.15. Результаты анкетирования производственных предприятий области

п/п

Основные вопросы анкеты

Процент

опрошенных предприятий

1.

Наличие опыта внедрения инноваций

73

2.

Наличие разработанных идей

57

3.

Наличие поданных заявок на изобретения

20

4.

Наличие разработанных комплектов технической и технологической документации

47

5.

Наличие комплектов разрешительной документации

27

6.

Наличие разработанных бизнес-планов и инновационных проектов

30

7.

Осуществлено привлечение инвестиций на развитие инновационной деятельности

20

8.

Инновации уже внедрены в производство

20

9.

Осуществлялось внедрение новых технологий собственными силами

57

10.

Осуществлялось внедрение готовых разработок собственными силами

17

11.

Есть намерение привлекать сторонние организации для проведения НИОКР, а внедрение проводить собственными силами

37

12.

Есть намерение привлекать сторонние организации для проведения НИОКР и внедрения

3

13.

Наличие собственных подразделений, занимающихся НИОКР

50

14.

Осуществлялось разработка инноваций специалистами предприятий наряду с другой работой

30

15.

Осуществлялось использование специальной команды для реализации инновационных проектов

20

16.

Назрела насущная необходимость перехода к активной инновационной деятельности

43

17.

Главное препятствие для развертывания инновационной деятельности – отсутствие финансовых ресурсов

77

18.

Главное препятствие для развертывания инновационной деятельности – отсутствие современного оборудования

63

19.

Главное препятствие для развертывания инновационной деятельности – отсутствие квалифицированного персонала

53

20.

Основной источник финансирования инновационной деятельности – собственные средства или средства заказчиков

50

21.

Основной источник финансирования инновационной деятельности – кредиты банков

33

22.

Основной источник финансирования инновационной деятельности – ссуды других организаций

20

23.

Основные опасения при внедрении инноваций – необходимость высоких затрат на продвижение новых продуктов

53

24.

Основные опасения при внедрении инноваций – недостаточный спрос на новый продукт на рынке

47

25.

Основные опасения при внедрении инноваций – необходимость высоких затрат на внедрение новой технологии

45

26.

Основные опасения при внедрении инноваций – риск быстрого старения инновации и появление аналогов

47

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45 
 46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60 
 61  62  63 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту