рефераты по менеджменту

Инновационные процессы в Белгородском регионе: их содержание, направления, инструменты совершенствования

Страница
5

На наш взгляд, узким местом концепции является недостаточная проработка вопроса зависимости эффективности процесса воспроизводства инноваций и управления этим процессом от ценности производственной инновации, играющей центральную роль в функционировании рыночного механизма нововведений.

Д. Соколов, А. Титов, М. Шабанова особое внимание уделяют эффективности конечного результата, понимая под инновацией итоговый результат создания и освоения (внедрения) принципиально нового или модифицированного средства (новшества), удовлетворяющий конкретные общественные потребности и дающий ряд эффектов (экономический, научно-технический, социальный, экологический).

Д. Ендовицкий, И. Коменденко рассматривают инновацию как качественное изменение видов, форм и методов хозяйственной деятельности, обусловленное внешними причинами и внутренними возможностями, направленное на повышение эффективности достижения целей организации.

Ю. Анисимов ввел определение инновационного бизнес-процесса, как упорядоченного потока работ инновационного характера для удовлетворения потребностей внутренних и внешних клиентов в новой продукции и получения прибыли [20]. Инновационный бизнес-процесс, в трактовке автора, представляет собой совокупность управленческих процедур по созданию и выпуску новой продукции, протекающих на основе различных видов информации, управленческих функций и организационных условий, направленных на решение ключевых инновационных проблем предприятия.

В зарубежной практике (Руководство Осло [21]) инновацию рассматривают как деятельность, процесс изменений, включающий основные этапы инновационной деятельности. Такой подход присутствует и в работах ряда отечественных экономистов.

Н. Лапин рассматривает инновации с одной стороны, как комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства для новой или для лучшего удовлетворения уже известной общественной потребности, а с другой – как процесс сопряженных с инновацией изменений в той социальной и вещественной среде, в которой совершается его жизненный цикл [22]. На наш взгляд, в данном случае имеет место сужение объекта, исключение из рассмотрения коренных изменений в способах организации, кадровом составе и т.п.

Таким образом, в теоретических источниках, описывающих основы инновационных процессов, можно выделить две базовые характеристики инновации - результативную и процессуальную.

На наш взгляд, инновация по своей природе двойственна и представляет собой одновременно новый прогрессивный результат и процесс его получения, выраженный в совокупности действий, направленных на создание и распространение новшеств, удовлетворяющих конкретные общественные потребности. Учитывая двойственность инновации, ее содержание может быть определено через основные свойства, которые проявляются в ходе создания и реализации нововведения.

Инновациями как процессом-результатом можно управлять. Это означает, что можно использовать различные способы и средства управляющего воздействия, позволяющие в той или иной степени влиять на ход инновационного процесса, на увеличение продолжительности жизненного цикла и эффективность инновации-результата.

Результативность способов и средств управляющего воздействия во многом определяется классификацией инноваций, классификационной схемой и ее обоснованностью. Построение классификационной схемы инноваций начинается с определения классификационных признаков.

Классификационный признак представляет собой отличительное свойство данной группы инноваций, ее главную особенность. Для построения классификационной схемы может быть использован метод типологии, в основе которого лежит разделение системы объектов и их группировка на базе обоснованных критериев. Классификация инноваций позволяет четко определить место каждой инновации в их общей системе и отличительные характеристики данной инновации. Тем самым создается возможность для эффективного использования определенных приемов управления, соответствующих только данной группе инноваций. Обоснованная классификация инноваций позволяет также рационально организовать инновационный процесс[23].

Классификация инноваций проводится во многих научных трудах по инноватике, но у различных авторов существуют свои подходы к классификации инноваций.

А. Пригожин предложил следующую классификацию инноваций:

1. По распространенности: единичные; диффузные

2. По месту в производственном цикле: сырьевые; обеспечивающие (связывающие); продуктовые.

3. По преемственности: замещающие; отменяющие; возвратные; открывающие; ретровведения.

4. По охвату: локальные; системные; стратегические.

5. По инновационному потенциалу и степени новизны: радикальные; комбинаторные; совершенствующие.

Две последние группы инноваций, учитывающие масштаб и новизну инноваций, интенсивность инновационного изменения в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений [24].

П. Завлин и А. Васильев [25] предлагают классификацию инноваций, базирующуюся на семи классификационных признаках: область применения, этапы НТП, степень интенсивности, темпы осуществления инноваций, масштабы инноваций, результативность, эффективность инноваций.

С точки зрения структурной характеристики инновации могут подразделяться на три группы: инновации на «входе» в предприятие; инновации на «выходе» из предприятия; инновации структуры предприятия как системы, включающей в себя отдельные элементы и взаимные связи между ними.

По целевому изменению инновации разделяются на инновации технологические, производственные, экономические, торговые, социальные и инновации в области управления.

Р. Фатхутдинов разработал классификацию инноваций, в основе которой лежат три признака: целевой; внешний; структурный.

Цель представляет собой замысел, т. е. заранее намеченное к достижению задание. Целевой признак классификации инноваций дает ответ на вопрос, что является целью инновации: решение немедленной задачи (текущей) или задачи будущего времени (стратегической). Эти две цели определяются причинами возникновения потребности в данной инновации.

Текущая потребность в инновации вызывается наличием кризиса хозяйственного или другого процесса и необходимостью немедленной ликвидации этого кризиса за счет нововведений. Такое нововведение представляет собой кризисную инновацию. Главным признаком, определяющим кризисную инновацию, является решение проблемы реализации товара (работы, услуги) в связи с падением спроса на этот товар и уменьшением объема его продажи, а также решение более сложной проблемы – выживания хозяйствующего субъекта на рынке в условиях жесткой конкуренции. Кризисная инновация направлена на ликвидацию организационного, производственного, экономического или финансового кризиса данного хозяйствующего субъекта.

Стратегическая потребность – это потребность в инновации на перспективу. Она вызвана перспективными прогнозами хозяйственной деятельности, например прогнозами потерь конкурентоспособности товара, падением имиджа хозяйствующего субъекта, возможным его банкротством и т. п. Целью инновации в этом случае является повышение конкурентоспособности продукта и хозяйствующего субъекта в будущем. Такая инновация представляет собой инновацию развития.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45 
 46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60 
 61  62  63 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту