рефераты по менеджменту

Инновационные процессы в Белгородском регионе: их содержание, направления, инструменты совершенствования

Страница
48

Применение комплекса мер по развитию инновационной деятельности привело к ограниченному росту специфических показателей развития инновационной деятельности (см. табл. 3.19).

Таблица 3.19. Специфические показатели реализации Программы в Белгородской области

№ п/п

Наименование показателя

2004

2005

2006

(план)

1.

Прирост числа малых предприятий инновационной сферы (ед.)*.

50

85

135

2.

Количество подготовленных специалистов инновационной сферы (чел.) – по году.

30

45

190

3.

Увеличение доли инновационно-активных предприятий (%) - нарастающим итогом.

11

14

14,9

4.

Увеличение доли инновационной продукции в общем объеме реализованной промышленной продукции (%) - нарастающим итогом.

1,9

2,6

4,9

5.

Число ежегодно создаваемых элементов инфраструктуры РИС (ед.)**.

6

10

13

6.

Увеличение количества реализующихся приоритетных для области инновационных проектов (ед.) - нарастающим итогом.

12

20

25

* - по данным Реестра малых и средних инновационных предприятий Белгородской области;

** - по данным Реестра организаций инфраструктуры поддержки инновационной деятельности Белгородской области.

Однако к 2007 году стало ясно, что за счет усиления финансирования НИОКР запуск инновационно-технологического «рывка» в Белгородской области невозможен.

Кроме того, существенным препятствием в инновационном строительстве стала неопределенная позиция федерального центра, отсутствие четко прописанной роли регионов в этом процессе, отсутствие практических обоснований и методических рекомендаций построения Национальной инновационной системы РФ и ее региональных сегментов.

Иными словами, прежде чем совершенствовать региональную инновационную систему, необходимо четко сформулировать основную стратегическую цель и первоочередные задачи совершенствования РИС.

Мы считаем первоочередным приоритетом является предотвращение угрозы фрагментарного встраивания элементов РИС в общероссийскую национальную инновационную систему и в траекторию общемирового научно-технического прогресса.

Достижение поставленной цели подразумевает решение следующих принципиальных задач:

- перестройка РИС в соответствие с поставленной целью, наличными ресурсами и внешними условиями;

- встраивание модернизированной РИС Белгородской области в НИС Российской Федерации;

- подготовка модернизированной РИС к выполнению государственных заказов на уровне областных суперпроектов (с позиции обеспечения технологической безопасности и приоритетов постиндустриального развития экономики региона и РФ);

- формирование областных механизмов организации фундаментальных и прикладных исследований в целях повышения капитализации их результатов;

- модернизация областной системы образования в целях повышения качества воспроизводства человеческого капитала;

- формирование государственной политики в сфере информационного обеспечения инновационных процессов в интересах создания благоприятного инновационного имиджа региона.

В настоящее время сфера возможных управленческих решений быстро сокращается. Наиболее вероятными выступают три варианта в рамках выстраиваемой РИС:

- повышение нормы эксплуатации «старых» ресурсов;

- импорт технологий (так называемые «заемные инновации»);

- модернизация экономики через организационно-институциональное развитие научно-технологического сектора.

Все эти варианта можно рассматривать в рамках модернизации сценария развития РИС.

Первая возможность представляет собой попытку оттянуть решение проблем инновационного развития.

Прогнозируемый рост спроса создаст вакуум новых продуктов и услуг, который должен будет заполняться в течение ближайших двух-трех лет, если не за счет Белгородских разработок, то за счет импорта технологий.

Применение «заемных инноваций» позволит добиться определенных успехов в среднесрочной (10-15 лет) перспективе: повысить технологическую культуру, улучшить качество человеческого капитала, при правильном расположении «точек роста» будет способствовать кластеризации в основных отраслях экономики области.

Однако этот выбор не обеспечивает глубокой инновационной перестройки экономки и научно-технического сектора, обрекает регион на догоняющее развитие. При серьезном изменении внешнеэкономической конъюнктуры и внутренней российской экономической и политической обстановки регион оказывается уязвим в технологическом отношении.

Ставка на импорт технологий означает, что в инновационной сфере Белгородская область будет следовать стратегии инерционного развития. То есть усилия будут прикладываться лишь к решению критических проблем и к незначительному усовершенствованию уже сложившейся конструкции РИС.

В рамках этого сценария финансирование инновационных секторов экономики может осуществляться через областной бюджет (создание инфраструктурно-проводящей среды), через муниципальный бюджет (прежде всего, инновации, которые будут востребованы в связи с преобразованием жилищно-коммунальной сферы), через бизнес (в основном, на рынке технологий и на рынке образовательных услуг).

Кроме того, не меняя содержания РИС и ее организующих структур возможно:

- увеличивать бюджетное финансирование НИР и НИОКР;

- создавать и развивать общественные и корпоративные фонды, стимулирующие развитие прикладных исследований;

- привлекать на условиях гарантий областного бюджета частный венчурный капитал.

- сохранить с помощью системы областных заказов и расширения финансирования из федерального бюджета (ФЦП, гособоронзаказ и др.) научно-производственный комплекс области.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45 
 46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60 
 61  62  63 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту