рефераты по менеджменту

Инновационные процессы в Белгородском регионе: их содержание, направления, инструменты совершенствования

Страница
4

Й. Шумпетер практически не раскрывает условия возникновения инноваций и не объясняет причин трансформации «равномерного и непрерывного притока нововведений» в циклический процесс экономического развития.

В последующие периоды развитие экономической теории инноваций осуществлялось по различным направлениям. Появился ряд концепций, посвященных исследованию инновационных процессов, их сущности, определению роли в экономических системах, которые под воздействием инноваций трансформируется в инновационную экономику.

Необходимо особо отметить нарастание внимания к вопросу инноваций в теориях интеллектуальной технологии Ф. Хайека и М. Фридмена[13].

Одним из центральных тезисов Ф. Хайека является положение о принципиальной ограниченности человеческого знания и невозможности его существования в концентрированной форме, в виде законченного набора сведений, воплощенных в формулах и цифрах, значительная часть знания имеет интуитивный характер [14].

До середины XX столетия практически никто специально не рассматривал диффузию инноваций в промышленности и, тем более, роль предпринимательской деятельности и государства в этом процессе. В 80-90-х гг. прошлого века большая группа зарубежных экономистов (К. Фримен, Б. Лундвалл, Р. Нельсон) [15] заложили основы современной теории деятельности.

Экономическая суть инноваций в трактовке данных авторов состоит в увеличении добавленной стоимости в валовой выручке предприятия. Основные ее компоненты – заработная плата и прибыль, индикаторами роста являются новые параметры продукции, технологий, оборудования. Преобладающая доля добавленной стоимости в цене продукции позволяет высоко оплачивать труд работающих, иметь достаточные ресурсы для развития производства. Ценность производственного нововведения для потребителя проявляется через отношение полезности некоего товара к его цене. Если в результате производственного нововведения это соотношение растет, то относительный прирост полезности и есть ценность производственного нововведения для потребителя. Ценность нововведения для производителя заключается в дополнительной прибыли, которую он получит.

В Большом экономическом словаре инновация рассматривается как вложение средств в экономику, обеспечивающее смену техники и технологий [16]. В популярной экономической энциклопедии под данной категорией понимаются нововведения, конечный результат инновационной деятельности, связанной с вложением средств в экономику и обеспечивающей смену поколений техники и технологий [17].

На наш взгляд, это и другие подобные определения характеризуют лишь один из аспектов исследуемой категории – технико-технологический результат инновационной деятельности. Данный узкий подход идентифицирует инновацию с промышленным производством, новой техникой, технологией, изделиями.

Л. Гохберг рассматривает инновацию как результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам

В российской официальной терминологии инновационной политики существует несколько вариантов определения категории «инновация».

Инновация (нововведение, инновационный продукт) - результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового продукта, услуги и технологии и/или новой организационно-экономической формы, обладающий явными качественными преимуществами при использовании в проектировании, производстве, сбыте, потреблении и утилизации продуктов, обеспечивающий дополнительную по сравнению с предшествующим продуктом или организационно-экономической формой экономическую (экономия затрат или дополнительная прибыль) и/или общественную выгоду

Аналогичную трактовку категории «инновации» предлагает еще ряд официальных нормативных документов РФ, в частности Концепция инновационной политики РФ на 1998-2000 годы.

Близкая трактовка дана в работах многих отечественных экономистов по инновационной проблематике. Н. Завлин предлагает следующее определение: «Инновация – использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса деятельности производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и в других сферах деятельности общества».

По мнению Э. Уткина и Г. Морозовой, инновация представляет собой объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

То есть инновация характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с предыдущим продуктом. По их мнению, классификационными признаками инноваций являются: причина возникновения инновации, предмет и сфера приложения инновации, характер удовлетворяемых потребностей.

О. Москвина, В. Митенев трактуют инновацию как результат, вид деятельности, материальный объект или их комбинация, для которых характерны такие ключевые свойства, как:

научная и практическая новизна, которая появляется в виде нового прогрессивного результата, ранее не применявшегося использующей его системой;

ориентация на прикладной характер полученного результата на этапе коммерциализации нового продукта, который заключается в запуске его в производство, выходе на рынок и движении далее по основным этапам жизненного цикла продукта;

возможность получения и измерения конечного результата инновации, выраженного в виде экономического, социального, экологического, научно-технического или иного эффекта.

По мнению вышеуказанных авторов, инновация как процесс – это возникновение, разработка, адаптация и использование нового полезного результата. В этом аспекте сущность инновации проявляется в следующих характеристиках (свойствах):

- длительность, поскольку инновация представляет собой наиболее длительный из всех бизнес-процессов, связанных с максимальными лагами получения эффекта;

- комплексный характер инновационного процесса, соединяющий в себе черты исследования (науки) и бизнеса;

- неопределенность и высокий уровень риска инновационных операций, которые порождают невозможность жесткого целеполагания в этой сфере и низкую предсказуемость конечных результатов деятельности [18].

И. Балабанов вводит в понятие «инновация» организационно-управленческий аспект, считая, что нововведение представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, новые формы организации производства, труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методы планирования, приемы анализа.

Р. Фатхутдинов рассматривает инновацию как результат, и особое внимание уделяет исследованию различия двух категорий – «инновация (нововведение)» и «новшество». По его мнению, новшество представляет собой «оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности» [19]. Инновация же является конечным результатом внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45 
 46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60 
 61  62  63 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту