рефераты по менеджменту

Инновационные процессы в Белгородском регионе: их содержание, направления, инструменты совершенствования

Страница
16

В целях уточнения ориентиров развития российского научно-технического потенциала с учетом глобальных тенденций и среднесрочных приоритетов социально-экономического развития страны, в мае 2006 года Приоритетные направления развития науки, технологий и техники РФ были откорректированы и утверждены Президентом РФ.

В новой редакции произошло сокращение перечня приоритетных направлений и критических технологий в связи с выделением наиболее перспективных комплексов технологических решений, лежащих в основе появления новых технологических направлений, имеющих широкий потенциальный круг инновационных приложений в различных отраслях экономики и охватывающих междисциплинарные направления.

Кроме того, закладываются основы систематических работ по долго- и среднесрочному прогнозированию технологического развития и регулярному уточнению национальных приоритетов развития науки, технологий и техники. Эта работа позволит концентрировать бюджетные ресурсы на тех технологических направлениях, которые обеспечат максимальный социальный и экономический эффект.

Кроме того, мы считаем, что оценка значения технологий для обеспечения оборонной и технологической безопасности страны ляжет в основу подготовки комплекса мероприятий по предотвращению масштабных катастроф техногенного характера в РФ и сглаживанию последствий от возможного расширения импорта высокотехнологичных продуктов в связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию.

На практическую реализацию приоритетных направлений развития науки, техники и технологий РФ и развитие критических технологий РФ направлены основные мероприятия федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники», а также других федеральных целевых программ, имеющих научно-технологическую составляющую. Например, федеральная целевая программа «Научно-технологическая база России» должна обеспечить ускоренное формирование научно-технической базы промышленности Российской Федерации.

В инновационном процессе, включающем: фундаментальные исследования – новые технологические идеи и принципы («пробирочные технологии») – промышленные базовые технологии – разработка инновационного продукта (комплекс НИОКР, реализующих технологии создания образца конкретного продукта) – производство инновационного продукта, данная программа принципиально ответственна за реализацию третьего этапа инновационной цепочки – разработку промышленных базовых технологий, и в первую очередь, критических технологий.

За последние несколько лет в России принят ряд важных нормативных актов, направленных на создание благоприятных условий для развития инновационного бизнеса, повышение эффективности использования объектов интеллектуальной собственности (ОИС), созданных за счет средств федерального бюджета и определяющих долгосрочную стратегию развития инновационной деятельности.

Постановлением Правительства РФ утверждено Положение о государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета, устанавливающие некоторые основные нормы в отношении порядка закрепления соответствующих прав.

В Постановлении Правительства РФ «Об утверждении положения о закреплении и передаче хозяйствующим субъектам прав на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета» определена возможность передачи прав на ОИС, патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау), созданных за счет средств государственного бюджета исполнителям контрактов на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Единственным ограничением вовлечения ОИС в хозяйственный оборот осталась норма о сохранении за государством прав на результаты научно-технических работ, которые изъяты из оборота или ограничены в обороте, а также связаны с обеспечением национальной безопасности.

Вместе с тем следует отметить, что данное постановление реализуется недостаточно эффективно. Документ является декларативным, в первую очередь из-за недостаточной проработки механизма закрепления и передачи прав на ОИС. Механизм должен быть конкретным и обеспечивать функционирование четко выстроенной системы материальных, административных и финансовых взаимоотношений, связанных с инновационной деятельностью.

В 2005 году Правительством РФ утверждены «Основные направления политики РФ в области построения национальной инновационной системы (НИС) на период до 2010 года». В этом документе впервые провозглашен тезис о том, что важнейшей задачей и неотъемлемой частью экономической политики государства является формирование национальной инновационной системы (НИС).

Национальная инновационная система призвана обеспечить объединение усилий государственных органов управления всех уровней, организаций научно-технической сферы и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий в целях реализации стратегических национальных приоритетов страны. При формировании НИС предусматривается создание благоприятной экономической и правовой среды; построение инновационной инфраструктуры; совершенствование механизмов государственного содействия коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок.

При формировании национальной инновационной системы приоритетными задачами выделяются:

- совершенствование механизмов взаимодействия между участниками инновационного процесса, включая организацию взаимодействия государственных научных организаций и государственных высших учебных заведений с промышленными предприятиями, в целях продвижения новых технологий в производство, повышения квалификации производственного персонала;

- проведение действенной экономической политики в отношении участников инновационного процесса, стимулирование внебюджетного финансирования, создание институциональных и правовых условий для развития венчурного инвестирования в наукоемкие проекты;

- создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры (инновационно-технологических центров, технопарков и т.п.), сети организаций по оказанию консалтинговых услуг в области инновационной деятельности, содействия созданию и развитию научно-технической сфере малых инновационных предприятий, специальных бирж интеллектуальной собственности и научно-технических услуг.

Для достижения цели государственной политики в области развития инновационной системы за счет внедрения и коммерциализации научно-технических разработок и технологий, ускоренного развития наукоемких высокотехнологичных и ресурсосберегающих производств необходимо решить следующие основные задачи:

- обеспечить нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности;

- обеспечить рациональное сочетание механизмов государственного прямого и косвенного стимулирования и рыночных механизмов при осуществлении инновационной деятельности;

- усилить государственное регулирование и поддержку научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в конкурентоспособных областях, к которым, прежде всего, относятся: оборонно-промышленный комплекс, атомная и авиакосмическая промышленность, связь и телекоммуникации, фармацевтика и биотехнология, производство программного обеспечения.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45 
 46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60 
 61  62  63 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту