рефераты по менеджменту

Инновационные процессы в Белгородском регионе: их содержание, направления, инструменты совершенствования

Страница
40

В 2002-2006 годах в Белгородской области принят ряд нормативных актов, регулирующих развитие инновационной сферы и направленных на построение региональной инновационной системы (РИС).

Основополагающим документом в сфере инноваций является областной Закон «Об инновационной политике на территории Белгородской области» (Закон) Закон регулирует правовые и экономические отношения между субъектами инновационной деятельности, определяет основы формирования и реализации государственной (областной) инновационной политики, направленной на ускорение развития и повышение конкурентоспособности экономики Белгородской области.

В Законе сказано, что областная инновационная политика является составной частью социально-экономической политики, проводимой органами государственной власти Белгородской области, а ее основные цели:

- обеспечение населения области высокотехнологичной продукцией;

- стимулирование инновационной активности предприятий, обеспечивающей рост конкурентоспособности продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства;

- обеспечение правового регулирования и защита интересов субъектов инновационной деятельности;

- создание благоприятных условий для развития конкурентной среды в инновационной сфере, поддержка малого и среднего предпринимательства;

- формирование современной эффективной инновационной инфраструктуры.

Областная инновационная политика формируется администрацией области на основе прогнозов инновационных процессов во взаимосвязи с социальной, экономической, финансовой, промышленной, аграрно-промышленной и энергетической политикой Белгородской области и отражается в концепции инновационной политики и других нормативных правовых актах.

Областные инновационные программы являются важнейшим нормативным документом и основным механизмом реализации концепции государственной (областной) инновационной политики.

Стратегические инновационные приоритеты являются основой областных инновационных программ на среднесрочную перспективу. Областные инновационные программы могут увязываться с федеральными целевыми и адресными программами и финансироваться совместно из федерального и областного бюджетов.

Важно подчеркнуть, что Законом четко определен регламент прав и обязанностей субъектов инновационной деятельности на территории Белгородской области. Это определило стабильность и планомерность взаимоотношений этих субъектов с органами государственной власти области.

В Законе представлен достаточно широкий перечень мер государственной поддержки инновационной деятельности, в том числе:

1) Частичное или полное финансирование реализации отдельных инновационных программ и проектов за счет средств областного бюджета, в том числе:

а) предоставление бюджетных кредитов на реализацию инновационных программ и проектов;

б) предоставление гарантий и поручительств при реализации инновационных программ и проектов;

в) создание фондов поддержки инновационной деятельности;

г) предоставление налоговых льгот и других преференций в соответствии с действующим законодательством;

д) приобретение продукции инновационной деятельности;

е) выдача грантов организациям и отдельным специалистам, занимающимся инновационной деятельностью.

2) Направление в органы государственной власти Российской Федерации ходатайств по финансированию за счет средств федерального бюджета инновационных программ и проектов.

3) Размещение заказов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, инновационную продукцию и организации экспертиз;

4) Оказание помощи инициаторам инновационных проектов в поиске инвесторов.

5) Представление интересов субъектов инновационной деятельности на федеральном и межрегиональном уровнях и в зарубежных организациях.

6) Развитие системы информационного обеспечения инновационной деятельности.

7) Содействие в создании инфраструктуры инновационной деятельности.

8) Организация работы по привлечению финансовых ресурсов из различных источников для разработки и осуществления инноваций субъектами инновационной деятельности Белгородской области.

Вопросам совершенствования нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности, снижению рисков при инвестировании в экономику Белгородской области и повышению инвестиционной активности посвящен областной Закон «О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на территории Белгородской области» В нем определены организационные, правовые и экономические основы государственной (областной) поддержки инвестиционной деятельности на территории Белгородской области, формы и условия ее оказания.

Инвестиционным проектам, реализуемым в рамках Программ экономического и социального развития Белгородской области, федеральных и областных целевых программ, устанавливаются меры государственной (областной) поддержки на срок окупаемости проекта в пределах средств и на условиях, предусмотренных законом Белгородской области «Об областном бюджете» на очередной финансовый год.

Еще одной мерой государственной поддержки реализации высокоэффективных инновационных проектов стало применение областного имущества в качестве залогового обеспечения по кредитам коммерческих банков. Правовой статус областного залогового фонда и порядок его формирования и использования определяется Законом «Об областном залоговом фонде»

Формированию организационно-правовых мер по развитию промышленной деятельности в Белгородской области на новой инновационной основе, служит областной закон «О промышленной деятельности в Белгородской области»

Для решения проблем развития инновационной сферы и реализации конкурентных преимуществ в Белгородской области реализуется областная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в промышленности Белгородской области на 2005-2008 годы» (далее «Программа»)

На данный момент она является основным инструментом реализации областной инновационной политики и устанавливает механизмы построения региональной инновационной системы.

Основная цель Программы – создание региональной инновационной системы, которая должна обеспечить экономические, правовые и организационные условия для поэтапного перехода промышленности области на инновационный путь развития на основе ускоренного внедрения и коммерциализации наукоемких технологий.

С учетом отраслевых особенностей промышленного комплекса, номенклатуры выпускаемой продукции, разрабатываемых и реализуемых инновационных проектов, существующих технологий, состава производственных мощностей, научных и научно-технических разработок вузов, НИИ и КБ области Программой были утверждены перечень критических технологий и приоритетные направления развития научно-технической и инновационной деятельности Белгородской области (см. приложение 5).

Эти приоритеты задают общий вектор научно-технического развития и представляют собой те области реального сектора экономики Белгородской области, в которых применение новых технологий и техники может принести наибольший совокупный эффект. Критические технологии концентрируют области технологических разработок, которые носят прорывной характер, могут быть использованы в разных отраслях экономики и обладают наибольшим инновационным потенциалом.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45 
 46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60 
 61  62  63 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту