рефераты по менеджменту

Социально-ориентированное управление

Страница
32

Необходимо управлять совершенствованием управления с учётом совокупности всех задач этой важной работы, проводить глубокий анализ управления в целом, решать проблемы во взаимосвязи динамических и статических характеристик. В зависимости от конкретных условий и обстоятельств эту работу можно начинать со структуры или процесса. Но главное в том, чтобы обеспечить комплексный охват и того, и другого. В методологическом же отношении процессу управления должно принадлежать первенство, поскольку, как уже отмечалось, именно в нём в первую очередь обнаруживаются все признаки и тенденции развития.

Таким образом, необходимо всесторонне и тщательно учитывать связь процесса и структуры системы управления, которая обусловливает критерии оценки состояния управления, помогает определить эффективные пути его развития.

Механизм развития системы управления

Выдвинутая перед нашим обществом задача ускорения социально-экономического развития страны предъявляет соответствующие требования и к совершенствованию системы управления, его организационных принципов и структуры. Оно должно опираться на глубокое и всестороннее использование экономических законов, преимуществ социально-ориентированной системы управления, на рост образованности, сознательности, квалификации и опыта членов общества, то есть человеческий фактор в его конкретном выражении, а кроме того, учитывать и социальные потребности, нужды людей. Это возможно лишь при выполнении условия оптимального сочетания личных интересов, интересов трудовых коллективов, различных социальных групп с общегосударственными, общенародными интересами.

Умение, опираясь на данные принципы управления, выбрать необходимые в каждой конкретной обстановке формы и методы всегда остаётся делом творческого ума, обогащённого знанием и опытом. Наука управления — это ещё не искусство управлять. Видимо, с управления никогда не будет сорван ореол искусства: оно требует особого склада ума и воли. Ведь нет ничего сложнее, чем управлять общественными процессами, в которых участвуют люди; направления их стремлений бесчисленны, порой непредсказуемы и бурлят в пучине противоречий.

Управление необходимо в целях не только сохранения и поддержания функционального здоровья системы, но и её развития. Особенно важной эта сторона управленческой деятельности становится при гармоничном типе развития, снимающем напряжение между неантагонистическими противоречиями. Управление в таких случаях становится рычагом или, наоборот, тормозом развития социальной системы.

Для проведения успешной управленческой деятельности мало одного только научного постижения объективных законов развития общества (хотя оно и является необходимым условием). Ведь законы — общие тенденции движения общества, а для конкретного социально-исторического управления необходимо знать не только эти основные тенденции, но и причины появления тех или иных социальных явлений (в том числе и негативных), управление которыми в каждом данном случае и будет реальным фактором социальной эволюции. Неверное определение причин противоречий, даже при адекватном понимании общей тенденции их разрешения, всегда мешает найти верное управленческое решение.

Кроме общих законов развития и конкретных причин тех или иных социальных явлений необходимо при составлении управленческой программы учитывать ещё множество других факторов, например, морально-психологическую атмосферу в обществе, от которой зависит исполнение управленческого решения (учёт принципа обратной связи). Необходимо ежеминутно сверять управленческую программу с конкретными интересами людей, с динамикой этих интересов, игнорирование которых может обречь на неудачу управленческую деятельность.

Искусство управления, таким образом, заключается в умении корректировать общее частным и особенным и в то же время так воздействовать на частное и особенное, чтобы они не выходили за пределы общих тенденций развития.

Рассмотренные выше компоненты системы управления показали, что если структура, методы и функции не соответствуют сформулированным целям и принципам, система работать эффективно не будет. Это и произошло в 1990 -2008 годы: метод управления приняли за цель. Как следствие были приняты не те принципы, сформулированы не те функции. А приоритетными были выбраны не те методы управления, а на их основе организована не эффективная структура управления, численность персонала которой в РФ возросла на порядок по сравнению с той, которая была в СССР.

Чем проще система, тем она более управляема и эффективнее. Цели и принципы управления должны быть принципиально одни и те же любой системы управления: отдельная семья, семейное предпринимательство, фирма, производственное предприятие, социальный институт, отрасль и страна в целом. А вот функции, методы, структура и процесс управления каждой отдельной системы будут различаться.

Если в Конституции РФ цель сформулирована как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, то и принципы управления должны ей соответствовать.

Можно сформулировать следующие главные принципы управления обществом.

1. Граждане и их объединения получают землю безвозмездно, т.е. бесплатно в размере, который они могут содержать для производства сельскохозяйственной продукции и животноводства. Если оная деятельность прекращается, земля возвращается в государственную собственность для передачи её другим гражданам. Почему? Земля и природные ресурсы – есть данность природы и не может принадлежать ни отдельному гражданину, ни любому социальному институту. Государство, как сказано выше в цели, создаёт условия для деятельности граждан.

2. Единственным вознаграждением за труд гражданина является заработная плата, соответствующая его вкладу в национальный доход. Что это значит? Фактическая обеспеченность чиновников (районных, областных, федеральных) складывается из зарплаты соответствующей должности, затрат на бесплатное обслуживание транспортом и другими так называемыми социальными благами, несмотря на то, что их заработная плата порою в несколько раз выше зарплаты других категорий граждан. Почему, например, я, обычный доцент, на свою зарплату покупаю в собственность автомобиль, бензин и самостоятельно его эксплуатирую. Принцип назначения должен быть для всех одинаковый, а не так как у нас: чиновник получает пенсию на уровне 70% его заработной платы, поэтому туда и стремятся не профессионалы и рвачи. Поэтому все министры, депутаты и другие чиновники в этом отношении должны быть в равном положении со всеми гражданами (например, министров Великобритании заставляют вернуть использованные деньги из бюджета на личные нужды). Пора прекратить удовлетворение личных потребностей чиновников осуществлять за счёт государственного бюджета: оплата поездок на отдых, корпоративных вечеринок и др.

3. Показателем эффективности служит норма прибавочной стоимости, как отношение прибавочного продукта (национального дохода) к необходимому продукту (фонду заработной платы промышленно-произ-водственного персонала).

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту