рефераты по менеджменту

Социально-ориентированное управление

Страница
38

Возможен также "административно-бюрократический" подход, когда все социальные изменения расцениваются как результат реализации директив, разрабатываемых аппаратом управления.

Наиболее плодотворным представляется экономико-социальный подход к изменениям, предполагающий учёт активности человека как основного двигателя изменений, а также широкого комплекса регуляторов этой активности (экономических, правовых и др.).

Необходимость учёта оценки социальными группами происходящих перемен представляется принципиально важным моментом, поскольку такая оценка позволяет отличать реальные перемены от псевдоизменений. Кроме того, в данном определении учитывается регулирующее воздействие экономики и социальных институтов на активность человека.

Множество изменений в какой-либо сфере общества составляет социальный процесс, а множество изменений во всех сферах — процесс развития общества. Требуется изучение механизмов социальных процессов, для чего в свою очередь необходимы знания о механизмах отдельных изменений в конкретных сферах общества: системе управления, отдельных отраслях народного хозяйства, мелких и крупных организациях и т. д. Для эмпирического изучения социальных изменений необходима их классификация. Наиболее значимыми основаниями являются: 1) наличие цели; 2) глубина (радикальность); 3) сфера общества, где происходит изменение; 4) направление; 5) скорость; 6) результаты и последствия. Такие знания позволят выявить и проанализировать трудности перестройки применительно к разным типам объектов, разработать принципы и пути их преодоления. Для этого, прежде всего, нужно изучить взаимосвязи в триаде "экономика — социальные институты — работник".

Социальный институт представляет собой совокупность признаваемых обществом норм, регулирующих какую-либо сферу общественной жизни. Такие институты вносят в общественную жизнь определённый порядок, обеспечивают его устойчивость и воспроизводство. Поэтому их функционирование предполагает наличие организаций, упорядочивающих деятельность людей. А изменение социальных институтов предполагает изменение этого порядка, норм и организаций.

Социальные институты выполняют множество функций в обществе (кроме уже перечисленных, обеспечение регуляции поведения людей, воспроизводство образцов и стереотипов поведения и т.п.), важнейшей из которых с точки зрения влияния на экономику выступает одна: формирование определённого социального типа работника, являющегося субъектом деятельности и поведения.

Социальный тип работника — наиболее распространённый фиксированный набор качеств, проявляющихся в экономическом поведении и в социально-экономическом сознании, т. е. в комплексе социальных установок, мотивов и ориентаций, регулирующих экономическое поведение.

Знание о сформировавшемся типе работника и его основных чертах принципиально важно. Именно активность людей является основным источником изменений в обществе, в частности в экономике. А если активность в дефиците, то и изменений происходит мало. Поэтому нужно знать, как и под влиянием каких факторов формируется тип работника.

Какие же социальные институты влияют на этот процесс? К основным из них относятся: семья и образование, обеспечивающие социализацию подрастающих поколений; идеология, мораль, право и культура, направленные на воспроизводство сложившегося типа работника, консервацию имеющихся у него качеств; политика и наука, изменяющие тип работника. Эти институты взаимосвязаны (например, политика развития индивидуальной трудовой деятельности потребовала принятия соответствующего закона) и в совокупности способствует формированию, воспроизводству и изменению качеств работников. От работы этих институтов зависит, в какой мере работники добросовестны, дисциплинированны, ответственны, инновационны (т. е. имеют потребность в изменениях), традиционны (консервативны), инициативны, ориентированы на достижение максимальных результатов в труде или на экономию своих усилий. Изменения в функционировании социальных институтов изменяют качества работников: они могут становиться менее или более добросовестными, ответственными или инициативными в зависимости от характера динамики социальных институтов.

Формирующее влияние на работника оказывают, естественно, и экономические институты, прежде всего система управления. Однако в сферу экономики люди попадают уже сложившимися, и она их потом только "переделывает". Поэтому основной акцент делается на формирующем воздействии социальных институтов, их влиянии на работника.

Каким же образом социальные институты формируют работников с определёнными качествами? Представляется, что это происходит в значительной мере благодаря действию встроенных во все социальные институты механизмов социального отбора и социального контроля. Эти механизмы обеспечивают повышение социального статуса людей только с определёнными качествами, создают им благоприятные условия для активности, обеспечивают победу в социальной конкуренции (которая есть в любом обществе) и подавляют деятельность людей, не имеющих требуемых качеств. К числу качеств, проявление которых не поощрялось, относятся принципиальность, смелость, умение высказать своё мнение и поступать наперекор указаниям "сверху".

Общую схему влияния социальных институтов на производственные отношения можно описать следующим образом.

Социальные институты формируют определённые качества у различных групп работников, являющихся субъектами производственных отношений.

Сформировавшиеся качества работника определяют характер (содержание, интенсивность и т. д.) его активности в сфере производственных отношений. Например, если сформировался пассивный работник, ориентированный на экономию своих усилий, он будет стремиться к труду с низким уровнем интенсивности (даже если это приведёт к снижению его доходов), к самореализации вне сферы производственной деятельности (досуг, развлечения и т.п.), избегать нововведений.

Тот или иной уровень и характер активности, демонстрируемый работниками, становится основой, источником совершенствования производства. В частности, если у работников недостаточно развиты такие качества, как стремление к изменениям и достижению максимальных результатов в труде, то они могут стать тормозом на пути внедрения технологических нововведений и новых форм организации и оплаты труда. Тогда темп изменений в производстве будет весьма невелик.

Хотя социальные институты влияют на формирование экономики, "поставляя" ей работника с определёнными качествами, они сами находятся под определяющим воздействием экономики. Представляется, что институты выполняют как бы "социальный заказ" экономики на работника с нужными качествами. И именно под этот "заказ" формируются необходимые социальные институты, обеспечивающие "производство" работников с заданными качествами. Этот "заказ", конечно, никем не декларируется; "выпуск" добросовестных или инициативных людей не планируется. Взаимодействие социальных институтов и экономики происходит естественно исторически. Они "подстраиваются" друг к другу в течение длительных периодов времени.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту