рефераты по менеджменту

Социально-ориентированное управление

Страница
40

1. Должно быть обеспечено разнообразие организационных форм функционирования социальных институтов. Организации (формальные и неформальные) должны складываться и отмирать естественным путём — в соответствии с потребностями развития данного института. В этом случае создание, развитие и отмирание организаций будет результатом действия механизма их "естественного" социального отбора. Организационные формы тогда не застывают, не становятся самодовлеющими и не имеют приоритета перед потребностями развития, не тормозят его.

2. Для нормального функционирования самоуправляющегося общества должна быть обеспечена определенная автономия социальных институтов от политики и идеологии. Это означает, что нормы функционирования и организационная структура соответствующих институтов (например, науки или культуры) должны формироваться и развиваться на основе потребностей общества и особенностей деятельности в рамках каждого института. Должна исключаться "идеологизация" институтов, т. е. регламентация их функционирования на основе догматических представлений о том, какие нормы деятельности и организационные формы соответствуют аристократизму, а какие — не соответствуют. Их функционирование должно быть защищено правовыми гарантиями от внешнего вмешательства и "улучшения" естественно складывающихся отношений в соответствии с чьими-то представлениями о том, "как надо".

3. В рамках самоуправляющегося общества должна обеспечиваться "оптимизация" социальных гарантий и эквивалентность в отношениях "человек — общество", а также между людьми. Это предполагает развитие рыночных начал в функционировании тех социальных институтов, где это возможно и целесообразно (например, в науке), и обеспечение рациональности в отношениях (например, в семье и школе), которая исключает социальное иждивенчество и паразитизм, формирующая в то же время ответственность и обязательность, чёткие моральные ориентиры.

4. Такое общество предполагает наличие "абсолютных" морально-правовых норм, делающих неприемлемыми в рамках всех социальных институтов некоторые методы достижения целей, пусть самых "светлых". К числу таких неприемлемых методов могут относиться насилие, ограничение свободы поведения людей (экономического), передвижения и т. п.

Представляется, что при наличии социальных институтов, устроенных в соответствии с перечисленными принципами, в обществе создадутся условия для формирования типа работника, требуемого для рыночной экономики: предприимчивого, ориентированного на постоянное обновление производства в соответствии с динамикой общественных потребностей, стремящегося к максимальным достижениям в труде даже при риске ухудшить своё социальное положение.

Демократические формы перестройки ведут к самоуправляющемуся обществу с рыночной экономикой с разнообразной социальной жизнью, предприимчивым, активным работником.

Положительные экономические и социальные результаты такого движения очевидны: ускорение НТП, интенсификация экономики, рост материального потребления населения, общее оздоровление общественной жизни в стране. Однако наряду с позитивными результатами демократическая перестройка в перспективе может вызвать ряд трудностей, связанных с потенциально возможными конфликтами, уменьшающими устойчивость общества.

Трудности и конфликты в условиях демократической перестройки при достижении поставленных целей в принципе могут привести общество на грань устойчивости, что особенно вероятно для революционной формы перестройки. Уменьшение устойчивости общества может возникнуть по нескольким причинам.

Важная особенность самоуправляющегося общества — увеличение разнообразия форм экономической и социальной жизни. Это связано с развитием демократии и творчества "низов", индивидуально-трудовой и кооперативной деятельности. В таких условиях возможно возникновение явления многосекторности, многоукладности экономики. Теперь при наличии принципиальной целостности общества возникает несколько сфер, каждая из которых будет достаточно обособлена от остальных. Каждая будет функционировать по своим принципам и правилам, формировать у людей свою систему ценностей. Тогда возникает потенциальная опасность, что на каком-то этапе развития эти принципы и правила, системы ценностей могут прийти в противоречие. На стыке взаимодействий между сферами возможно возникновение социальной напряжённости, появление различных конфликтов, типы которых мы далее рассмотрим.

1. Ценностные конфликты. В "инициативных" сферах, по-видимому, будут преобладать ориентации работников на проявление самостоятельной активности, достижение максимальных результатов, стремление к творческим решениям возникающих проблем. В сферах с преобладанием централизованного руководства, по-видимому, будет доминировать и иная система ценностей — минимизация своих трудовых усилий, ориентация на выполнение указаний "сверху", а не на проявление самостоятельной активности. Поэтому возможны ситуации, когда при переходе работников из одной сферы в другую в коллективах будут вспыхивать конфликты, имеющие ценностную основу: специалист, ранее работавший в "инициативной" сфере, попытается внедрить новшество, а ему будет противостоять пассивный коллектив, и т. п.

2. Идеологические конфликты. Различные сферы, согласно догматическим представлениям о развитии общества (капитализм, социализм, аристократизм), являются неравноценными: одни (централизованное директивное руководство) соответствуют ему, другие ("инициативные") — не соответствуют. Поэтому можно ожидать критики функционирования "инициативных" сфер с догматических позиций, а также попыток ограничения деятельности сфер на основании "несоответствия" принципам социализма.

3. Конфликты, вызванные различными формами экономического и социального неравенства. "Инициативные" сферы, по-видимому, могут обеспечивать людям относительно большой уровень доходов. Это, с одной стороны, может привлечь в них большое число энергичных и предприимчивых людей, а с другой — породит новые формы экономического и социального неравенства, прежде всего, между занятыми и не занятыми в "инициативных" сферах. Внутри занятых в этих сферах также, по-видимому, выделятся те, кто будет иметь "связи" в аппарате управления и сможет за счёт этого получать некоторые льготы. Усиление неравенства в уровне жизни и доходах возможно между районами, в которых по-разному развиваются "инициативные" сферы, что также может породить конфликты.

4. "Структурные" конфликты. Конфликты этого типа могут возникнуть из-за развития одних сфер за счёт других. Например, "инициативные" сферы могут развиваться, используя материальные ресурсы государственного бюджета. Государство может черпать финансовые средства при помощи "налогового прессинга" на "инициативные" сферы, изымая значительную часть прибыли, созданной в них. Такие ситуации возникают из-за тесной взаимосвязи, которая, по-видимому, может быть между различными сферами ввиду совместного пользования ограниченными ресурсами — материальными, трудовыми. Если механизм распределения обеспечивает определённым сферам заметные приоритеты (а таковые, по-видимому, может иметь государственный сектор), то сферы, не имеющие приоритетов, могут прийти в упадок. Это может породить развитие отклоняющегося поведения и конфликты. Например, если не будет гибкой и динамичной сферы материально-технического снабжения индивидуальной и кооперативной трудовой деятельности, функционирующей на рыночных принципах, то возникает волна хищений государственных средств производства и коррупции в аппарате управления.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту