рефераты по менеджменту

Социально-ориентированное управление

Страница
37

Более конкретную картину влияния социальной структуры на экономику можно дать, вернувшись к функциям этой структуры.

1. В выполнении первой, перераспределительной функции сегодня имеются большие дефекты. Главные факторы негативного действия распределения кадров на развитие общества: чрезмерная численность управленческого аппарата и неэффективность управленческого труда; наличие избыточных управленческих групп, низкая эффективность труда многих категорий специалистов.

2. Стимулирующая роль социальной структуры осуществляется слабо. "Сглаженность" положений разных групп, порождённая уравниловкой, наличие парадоксальных явлений, когда положение специалистов оказывается хуже, чем рабочих, оплата труда не зависит от его сложности,— всё это оборачивается потерей стимулов. Многие социальные группы сегодня не хотят трудиться на творческих и педагогических должностях, требующих большей отдачи.

3. Слабо обеспечивается объединительная функция социальной структуры. В частности, она не обеспечивает единства интересов групп, осуществляющих государственное руководство экономикой, управляющих её крупными отраслями, ведомствами, — с одной стороны, и руководителями отдельных предприятий, фирм, компаний — с другой. В целом сегодня требуемой интеграции интересов экономических субъектов разных уровней нет. Напротив, их взаимодействия носят зачастую конфликтный характер.

4. Чрезвычайно слабо обеспечивается инновационная роль социальной структуры. По мнению опрошенных руководителей и специалистов АПК и ЖКХ, вся вертикальная цепочка социальных групп этой сферы не готова к работе в новых условиях. Причём группы верхнего уровня весьма критически оценивают своих подчинённых, а группы нижнего уровня аналогично оценивают своих начальников. Этот факт характеризует то, что вся иерархия управленческих групп АПК и ЖКХ слабо была готова к перестройке: готовы были работать в новых условиях не более 15-20% состава каждой группы. Таковы некоторые показатели качества выполнения социальной структурой её функций по отношению к экономике.

Важный канал влияния на развитие общества — характер распределения хозяйственных полномочий. Разные группы обладают их различным объёмом: одни принимают основные решения, другие являются пассивными исполнителями, третьи занимают промежуточное положение. Характер распределения реальных полномочий — одна из главных "осей" социальной структуры. Их влияние на ход производства чрезвычайно сильно. Необходимость их расширения заставила поставить вопрос о перераспределении хозяйственных полномочий, об ограничении экономических функций федеральных органов.

Сегодня социальная структура страдает многими накопившимися в ней дефектами. Путь к их исправлению сложен и долог, но он есть. Путь пролегает через слом устаревших социальных институтов — таких, как монополизм ведомств, авторитаризм центральных органов управления, коррупция, формализм в выполнении собственных решений, показуха и др. На смену им должны приходить (постепенно вырастая из "живого творчества масс") новые, противоположные этим, социальные институты. "Обрастая" новыми социально-экономическими отношениями, эти институты должны создавать новую среду функционирования населения, социальных групп, менять их установки, стимулировать новые виды активности.

По мере усиления этих процессов будет постепенно меняться социальное качество групп, входящих в состав социальной структуры, а, следовательно, и сама эта структура.

В обществе ранее был накоплен значительный потенциал развития, в том числе "человеческий потенциал". Это выражалось в росте образования и общей культуры населения, повышении квалификации работников. Всё это даёт основания утверждать, что в предыдущий период социальные изменения носили противоречивый характер. Хотя в обществе был накоплен значительный потенциал развития, происходившие перемены не обеспечивали его реализации.

В настоящее время социальные изменения в стране приобрели новые черты.

Во-первых, разработана стратегия совершенствования общества — курс на реальные производственные отношения. Этот курс предполагает реализацию долгосрочных целей и содержит указание на средства их достижения, ускорение темпа изменений и увеличение их числа, качественное преобразование различных сфер общества. Намечены некоторые общие характеристики планируемых социальных изменений. К числу последних относятся усиление роли правовых гарантий, механизмов саморегулирования, развитие демократии, рыночных начал, увеличение разнообразия организационных и других форм. Это говорит об осознании обществом необходимости системного характера перестройки, о попытке взаимной увязки в разных сферах общественной жизни.

Во-вторых, осуществлен ряд социальных изменений, качественно отличающихся от тех, которые проводились в предыдущем периоде. Это — изменение характера кадровой политики (изменение критериев и продвижения кадров, повышение значимости инновационности, компетентности и высоких моральных качеств); перестройка организационных структур управления; демократизация деятельности средств массовой информации, позволившая ввести элементы гласности в функционирование аппарата управления и создать условия для критики его действий; принятие ряда законодательных актов, расширяющих свободу экономического поведения людей и создающих условия для активизации человеческого фактора; оживление культурной жизни и ослабление ограничений на активность людей в сфере культуры.

Эти и ряд других изменений говорят о наметившейся перемене в характере развития: от псевдо к действительному развитию общества.

Однако реализация этих изменений показала, что перемены наталкиваются на немалые трудности. Отношение к ним неоднозначно. Выявилось, что имеются группы людей, социально-экономическое положение которых при этих изменениях в ближайшей перспективе не улучшится, а возможно, и ухудшится (например, научные сотрудники, ИТР, работники аппарата управления, подпадающие под сокращение в связи с изменением организационной структуры). Так как традиционные директивные методы руководства в связи с переориентацией на демократическое решение проблем в принципе не должны применяться, перед практикой встаёт вопрос: как преодолеть имеющиеся трудности, следуя при этом современным принципам управления? В связи с новыми проблемами управления перед наукой также встают новые задачи. В частности, надо разобраться в том, каковы возможные результаты и последствия происходящей перестройки, какие позитивные процессы она может вызвать к жизни и какие трудности породить. Например, как социальные изменения могут сказаться на экономическом механизме?

Для ответа на эти вопросы требуется знать, как происходят изменения в обществе, каковы их регуляторы, какие этапы они проходят, с какими трудностями сталкиваются, каковы их последствия, т. е. надо знать механизм социальных изменений.

В принципе возможно множество подходов к изучению социальных изменений. Например, чисто экономический подход, предполагающий, что все изменения — это результат влияния экономических факторов, которые действуют в рамках механизма реализации объективных экономических законов.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту