рефераты по менеджменту

Социально-ориентированное управление

Страница
4

Первый уровень — теоретически идеальная система (представлена на вершине треугольника), отсутствуют какие-либо ограничения. В действительности такой системы не может быть. Второй уровень — идеальная система в перспективе: аристократическое общество. В настоящее время создать такую систему невозможно, но целью развития общества и является создание такой системы. Всё то, что было изложено в произведениях Жюля Верна, реализовалось в будущем.

Теоретически идеальная система

Аристократическое общество

Капиталистическое общество

Феодальное общество

Рабовладельческое общество

Первобытное общество

Рис. 2. Уровни развития общества

Третий уровень — это различные системы управления, которые существуют в настоящее время в разных странах и континентах. Достигнув определённого уровня развития общества (например, феодального), оно стремится к следующему и так далее.

Система управления обществом уникальна с точки зрения содержания цели тем, что сама является источником, творцом и "программистом" целей общества в целом и всех её подсистем. Это часто оказывается причиной того, что многие цели (особенно итоговые цели экономической системы) заменяются частными целями управления. А такая замена неоправданна, поскольку в каждой введённой системе — производственной, социальной, экономической — можно определить её собственные цели.

Согласно 7 статьи нашей Конституции, Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Следовательно, совершенствование управления народным хозяйством — задача комплексная, то есть не только экономическая или политическая, но и нравственная, связанная с совершенствованием гуманистических начал управления, с его ориентацией на человека.

За прошедшие 15 лет наша система управления не соответствовала перечисленным выше целям. Ни одна структурная перестройка, осуществляемая правительством не оказалась эффективной. И это будет продолжаться до тех пор, пока не будут чётко сформулированы цели и принципы управления обществом.

Переход на рыночные взаимоотношения большинством наших высших руководителей трактуется как построение капитализма. Понятие "рынок" – это перевод с английского понятия "маркетинг". Таким образом, рыночные взаимоотношения – это всего лишь один из организационно-экономических методов управления, а не вся система управления в целом. Понятие "капитализм" является производным от понятия "капитал", а понятие "социализм" – от понятия "социальный". Следовательно, вся наша система управления не отвечает основной статье нашей Конституции. У нас главенствуют те субъекты, через чьи руки проходят финансы или в чьих руках они сосредоточены, а не те, кто, работая в производственной сфере, создают конечный продукт потребления и формируют национальный доход. Учителя, преподаватели Вузов, научные работники, формирующие будущее страны, получают зарплату гораздо меньшую банковских работников, работников СМИ и даже грузчиков, вклад которых в национальный доход равен нулю, но увеличивают общие издержки государственного бюджета. Общий вывод: реальная действительность не соответствует продекларированной в Конституции цели развития общества, а, следовательно, и нет понятной идеи развития страны.

Замена в СССР понятия "социализм" на "коммунизм" исказила смысловое содержание цели развития общества, ориентируя его на абстрактный идеал в будущем.

Как создать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека? Что же следует сделать?

Во-первых, отказаться от понятия "капитализм". Современный экономический кризис подтвердил несостоятельность этой фазы развития человечества. Скандинавские страны практически реализуют социальную направленность развития своих стран. Должна быть выработана мировоззренческая идея развития страны.

Подробно на этом остановимся при изучении мировоззренческих и социально-психологических методов управления.

Цели системы управления (СУ) необходимо исследовать на различных уровнях. Коснёмся только трёх уровней по следующей цепи:

общая цель — основные цели — частные цели

Общая цель системы управления выражается величиной, тесно связанной со смыслом, назначением и функционированием СУ. В этом смысле общей целью является достижение максимальной эффективности. Стремление к достижению максимального эффекта — постоянная, незаменимая цель: именно из неё вытекает характер общности. Каждая система имеет резервы повышения эффективности. Неэффективная система бессмысленна, так как не выполняет своего назначения.

Пример возможной структуризации целей системы управления приведён на рис. 3.

Основные цели системы управления представляют собой спецификацию эффективности в её важнейших логических аспектах, т.е. выделение конкретного из общего. Различаются две основные цели: максимальная целенаправленность и способность к развитию.

Частные цели являются формой конкретизации основных целей. По отношению к максимальной целенаправленности частные цели представлены в виде целей функционального совершенствования, роста организованности, минимизации издержек управления. С точки зрения способности к развитию частные цели можно выразить в росте гибкости и способности к обновлению. Можно проводить развёртку частных целей, распределяя их по разрядам.

9

4 10

11

12

2 5

13

14

6 15

16

1

17

18

7

19

20

3

21

8 22

23

А Б В

Рис. 3. Структура цепей системы управления:

1 — максимальная эффективность; 2 — максимальная целенаправленность; 3 — способность к развитию; 4 — функциональное совершенство; 5 — идеальная организованность; 6 — минимальные расходы; 7 — динамика (гибкость); 8 — возможность обновления системы; 9 — внутренняя и внешняя координация; 10 — функциональная пропорциональность; 11 — бесперебойное функционирование (в реальном времени); 12 — оптимальные отношения между формальной и неформальной структурами организации; 13 — высокий уровень культуры организации; 14 — минимизация управленческого и административного аппарата; 15 — максимизация технических средств; 16 — оптимизация общих издержек управления; 17 — восприимчивость; 18 — чувствительность к внешним и внутренним импульсам; 19 — способность к видоизменению, адаптации; 20 — непрерывное совершенствование; 21 — рост процессов формализации управления; 22 — математизация управления; 23 — применение компьютеров.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту