рефераты по менеджменту

Социально-ориентированное управление

Страница
8

Метод управления — это способ осуществления управляющего воздействия или способ достижения целей управления.

Содержание метода управления сводится к ответам на вопросы: как можно достичь цели управления, каким образом взаимодействуют объект и субъект управления и каким образом осуществлять управленческую деятельность?

Конечным пунктом любого управляющего воздействия является человек, конкретный работник. Специфика управления конкретным работником заключается в том, что управляющее воздействие направляется на мотивы его деятельности, а отсюда и группировка методов по признакам материальной, моральной и властной мотивации. Каждая из этих трёх групп методов включает положительную мотивацию — стимулирование и отрицательную мотивацию (санкции) — принуждение, наказание.

В практике нет "чистых" мотивационных воздействий. Удовлетворение материальных потребностей создаёт базу для социальной мотивации. В теоретическом плане эти интересы можно выделить и рассматривать отдельно. Мотивация выступает в трёх видах: общественная, коллективная и индивидуальная. Методы управления анализируются с точки зрения содержания, направленности и организационной формы.

В содержательном плане выделяются мировоззренческие, социально-психологические, организационные, законодательно-правовые и экономические методы управления.

С точки зрения направленности методы управления характеризуются по двум позициям: во-первых, по источнику или уровню управляющего воздействия (откуда исходит), во-вторых, по объекту воздействия (на что или на кого направлено).

Мировоззренческие и социально-психологические методы

Каждый член общества испытывает потребность уяснить свои задачи и цели своей деятельности, чтобы объективные требования нашего развития воспринимать не только как внешнюю силу, но, так сказать, "овнутрять" их, то есть делать эту силу своей силой. Иными словами, искать самого себя, идти к самому себе, осуществлять самого себя. Культура есть среда, растящая и питающая личность, язык, объединяющий человечество.

Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляет культуру.

Исходя из понимаемой таким образом объективности культуры, а также и из того обстоятельства, что она является результатом человеческой деятельности, культура характеризует собой человека не как индивида, а как социально развитое существо в контексте социума. Как не может быть культуры вне или до человека, так и не может быть и человека вне или до культуры: культура — это сущностное, родовое свойство человека. Культурными не рождаются, а становятся. Каждый отдельный человек учится быть культурным.

Применительно к члену социально-ориентированного общества основные виды культуры можно представить в следующем виде.

Виды культуры

Хочу

Знаю

Умею

Характеристика

Мировоззренческая

Да

Да

Да

Социально-зрелый

гражданин своего общества

Общая

Да

Да

Да

Высоко эрудированный

интеллигентный человек

Профессиональная

Да

Да

Да

Высоко квалифицированный

работник

Когда человек хочет овладеть, знает и умеет пользоваться знаниями, он становится в полном смысле ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТЬЮ (АРИСТОКРАТОМ).

Каким же видится общественный идеал гармонично развитой личности? Какие реальные черты человека он воплощает? В нём концентрируются, на мой взгляд, все лучшие качества, выработанные многовековым упорным и мудрым развитием самого человека и доведённые в процессе их дальнейшего развития до совершенства, то есть реализация способности к самостоятельному теоретическому осмыслению мира, своей личной причастности к его преобразованию, а также способности к адекватной самооценке.

Наряду с ними в идеале нового человека отражаются и новые, рожденные современными историческими условиями, и желаемые черты направления его будущего совершенствования. Такому человеку свойственна чуткость ко всему прогрессивному, что зарождается в обществе, ответственность за его развитие. С этим непосредственно связано чувство исторического времени, реализующееся в ритме социальных событий. Время предстанет в большем богатстве жизненного содержания, обретя значение непреходящей социально-нравственной ценности, благодаря чему человек ощутит себя не только достойным наследником нетленных богатств прошлого, но и ещё более ответственным ваятелем грядущего.

Чтобы человек стал личностью, надо поставить его с самого начала – с детства – в такие взаимоотношения с другими людьми, в которых он не только мог бы, но и вынужден был бы стать личностью. Необходимо организовать весь строй его взаимоотношений с людьми так, чтобы он умел делать всё то, что делают они, но только лучше. Именно всестороннее, гармоническое (а не однобокое) развитие каждого человека и является главным условием рождения личности, умеющей самостоятельно определять пути своей жизни, своё место в ней, своё дело, интересное и важное для всех, в том числе и для него самого. Вот и надо позаботиться о том, чтобы построить такую систему взаимоотношений между людьми (реальных, социальных взаимоотношений), которая позволит превратить каждого живого человека в личность.

Природа и есть то поле приложения человеческих сил, где в огромной степени проявятся его интеллектуальные, нравственно-эстетические, гуманистические дарования. В этой неизбежной глобализации всех человеческих чувств и мыслей человек сделает решительный шаг от существа разумного к существу разумному и культурному. Следовательно, у АРИСТОКРАТА должно присутствовать три основных компонента – высокий интеллект, чистая душа и сильное здоровое тело.

Постепенный подъём культуры общества привёл к осознанию социальной революции. Каким бы колоссальным ни было накопленное обществом национальное богатство в его материально-вещественной форме, человек в возрастающей мере становится главным богатством не только по социально-философским, гуманистическим соображениям и моральным критериям, но и в экономическом измерении. Поэтому инвестиции необходимы, прежде всего, в человека, а уж затем в капитальное строительство, технологию и оборудование.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту