рефераты по менеджменту

Социально-ориентированное управление

Страница
22

К регламентам относятся также должностные инструкции, с помощью которых определяются статус и деятельность работника аппарата управ­ления.

Понятие "должностная инструкция" не означает буквально "должност­ной наказ", так как в ней, кроме перечисления обязанностей работника, содержится целый ряд других пунктов. В отечественной литературе исполь­зуется также другое, более точное понятие "должностной регламент", а в зарубежной — "стандарт деятельности", "функциональный план".

Различают типовые и индивидуальные должностные инструкции. Первые разрабатываются применительно к должностям работников аппарата управ­ления, имеют единую структуру и предполагают возможность индивидуали­зации содержания. Их наличие позволяет сократить время, необходимое для составления индивидуальных должностных инструкций.

Индивидуальные же должностные инструкции разрабатываются примени­тельно как к конкретной должности, так и к конкретному лицу, её занима­ющему, с учётом особенностей данного органа, подразделения и работника.

Должностные инструкции включают следующие разделы: общая часть (общие положения); обязанности; права; ответственность; требования к работнику.

Для дальнейшего совершенствования должностных инструкций, как показывает практика, необходимо: устранить расплывчатость формулиро­вок главной должностной задачи и функций (обязанностей) работников; предусматривать сбалансированность прав и обязанностей (в большинстве случаев объём зафиксированных обязанностей работника превышает объём его прав); поддерживать соответствие фиксируемой ответственности объё­му прав; отражать в них систему критериев оценки количества и качества труда применительно к той или иной должности.

Ориентация. Для того чтобы сориентироваться в среде, системе деятель­ности, необходимо выяснить их состав, структуру, а также определить пространственные и временнь1е взаимосвязи между их частями, элемента­ми. Ориентация — это метод, с помощью которого упорядочиваются поло­жение и движение человека (работника) в пространстве и во времени, уста­навливаются место и значение того или иного объекта, предмета, события. Средства ориентации можно подразделить на следующие группы:

1. Нумерационная ориентация (нумерация зданий, цехов, корпусов, этажей, помещений).

2. Словесная ориентация (надписи, письменные указатели, вывески с наз­ваниями организаций, учреждений, управлений, служб, отделов', лаборато­рий и т.д.).

3. Словесно-нумерационная ориентация (комбинация средств нумераци­онной и словесной ориентации — расписания, распорядки дня, табло с указа­нием номеров помещений, названий подразделений, должностных лиц).

4. Символическая ориентация (символы (пиктограммы), условные зна­ки, товарные знаки, эмблемы, значки).

5. Графическая ориентация (карты, схемы, рисунки, таблицы, диаграм­мы, графики).

6. Цветовая ориентация (использование цвета для выделения места и значения предмета или предметов, контроля продукции, обозначения важ­ности деловых бумаг и др.).

Средства ориентации позволяют: упорядочить нумерацию, названия и наименования всех производственных и управленческих подразделений; создать условия для быстрого нахождения нужного подразделения, долж­ностного лица; в обозримом и сжатом виде представить самую разнообраз­ную информацию; выявить принадлежность продукции, предприятия, орга­низации; сделать заметным необходимый предмет, набор документов.

Оргметоды создания систем. Когда возникает необходимость создания той или иной социальной системы, то определяются её цели, задачи, время (период) и место создания, размеры, обеспеченность кадрами. Традиционно сложной задачей при этом является проектирование организационной структуры управления. Чем больше предполагаемый размер системы, тем труднее она решается.

Известны четыре метода разработки организационных структур управления: норматив­но-функциональный, целевой, информационно-технологический и блочный.

Нормативно-функциональный метод предполагает определение системы функций подразделений и работников управления, а также нормативов чис­ленности работников аппарата управления по функциям и подразделениям. Создание в отраслях производственных и научно-производственных систем представляет собой постоянный процесс. Поэтому осуществляется опреде­ленная типизация норм и нормативов численности и организационных структур управления с учетом категорий предприятий и организаций.

Целевой метод отличается тем, что оргструктура управления "разворачи­вается" с позиций главной цели, для достижения которой создаётся данная система. На основе дерева целей определяются цели второго, третьего и т.д. порядка (уровней), в соответствии с которыми разрабатывается (проекти­руется) оргструктура управления.

Применение информационно-технологического метода связано с оценкой предполагаемых потоков информации, её объёмов на каждом рабочем мес­те и в каждом подразделении, с определением оптимальной технологии управления. Разработка оргструктуры на основе этого метода отличается большой трудоёмкостью и сложностью расчётов.

Блочный метод комплексно соединяет в себе нормативно-функци-ональ­ный, целевой и информационно-технологический методы. Он опирается на возможность проектирования блоков, которые являются составными частями оргструктуры управления. Каждый блок (например, экономический, технической подготовки производства, материально-технического снабже­ния и т.д.) разрабатывается как совокупность целей, задач, функций, норм и нормативов, должностей, информационных потоков. Спроектированные блоки используются как типовые проектные решения при создании той или иной системы управления.

Инструктирование. Процесс наставления работника называется инструк­тированием, а закрепления наставлений в письменной форме — инструкци­ей. Инструктирование проходит не обязательно через контакты "человек — человек". Оно может быть опосредованным, т.е. осуществляться с по­мощью различных средств, имеющих целью наставить, научить, напомнить и т.п.

Например, в Единой государственной системе делопроизводства (ЕГСД) определено, что инструктивный харак­тер имеют правила, рекомендации, методические рекомендации, методичес­кие указания и другие документы.

В узком смысле же инструктирование — это более или менее подробное указание о том, как и когда нужно выполнить ту или иную работу, задание. При этом инструктирование имеет вид письменных и устных инструкций.

Письменные инструкции разрабатываются и применяются в процессе труда. С их помощью устанавливают единообразные правила, операции, про­цедуры и действия.

Устные инструкции используются в следующих управленческих отноше­ниях: "руководитель — подчинённый", "руководитель вышестоящий — руководитель нижестоящий". Применительно к этим отношениям инструк­тирование выступает как метод, с помощью которого руководитель ставит цели, задачи, разъясняет в той или иной степени особенности задания, обязанности исполнителя, способы действий и др. При устном инструкти­ровании важное значение имеет умение руководителя ставить цели, задачи; определять сроки; учитывать особенности инструктируемого; использо­вать ясный, доходчивый язык.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту