рефераты по менеджменту

Роль и место бизнес-планирования в управлении предприятием

Страница
22

1. - "совсем неверно";

2. - "в некоторой степени";

3. - "в существенной степени";

4. - "чаще всего";

5. - "совершенно верно";

6. - "не знаю",

Ес­ли требуются длинные ответы, то необходи­мо приложить список возможных ответов.

В зависимости от ответа предлагаются ва­рианты решения вопроса с учетом получе­ния наибольшей эффективности.

Ø вторая группа используется с целью полу­чения информации при разработке бизнес-плана и анализе инвестиционного проекта. Помимо вопросов предусматриваются таб­лицы для заполнения их исходными данными. Эти данные используются при составлении таблицы доходов и затрат, денежных потоков, сводного ба­ланса активов и пассивов, определения точки са­моокупаемости, а также оценки технических харак­теристик товаров, анализа степени устойчивости товара на рынке, вероятности рисков по группам, суммы возможного убытка.

Исходные данные используются также для расчета показателей коммерческой, бюджетной и экономической эффективности.

Приводимые в методике формы входной информации соответствуют методике ЮНИДО и, в основном, пригодны при использовании любой из принятых систем моделирования инвестиционных проектов.

Вся полученная информация проходит об­работку, анализ и оценку в рамках схемы, рас­смотренной выше при описании общей схемы бизнес-планирования.

Техника использования тестовых таблиц при разработке бизнес-плана состоит в следующем:

Текст-шаблон является как бы скелетом бизнес-плана, который обрастает в процессе разработки бизнес-плана откорректи­рованной информацией, расчетами, таблицами и графиками. В процессе работы в определенных местах, выделенных в тексте, необходимо вносить ответы на вопросы из тестовых таблиц, прошед­шие экспертную оценку и корректировку. Выде­ленные места, вопросы в тестовых таблицах и от­веты на них имеют одни и те же соответствующие номера. Таким образом, достигается максималь­ное упрощение работы над текстовой частью биз­нес-плана.

При проведении диагностики отдельных на­правлений деятельности организации тестовые таблицы можно использовать для оказания экс­пертной помощи в решении проблем. С их помо­щью производится диагностика организации (проводятся диагностические интервью 30 - 40 человек, в которые входят представители различ­ных уровней руководства организации, включая представителей рабочих). С помощью ответов на тесты консультант получает представление о про­блемах организации, составляет проблемное по­ле, определяет сильные и слабые стороны с тем. чтобы определить точки развития - те направле­ния, которые называет сам персонал.

Анализ инвестиционных проектов с помо­щью тестовых таблиц предусматривает также опреде­ление источников неопределенности. Под неопре­деленностью понимается неполнота или неточ­ность информации об условиях реализации проек­та. в том числе - о связанных с ними затратах и ре­зультатах. Неопределенность, связанная с воз­можностью возникновения в ходе реализации про­екта неблагоприятных ситуаций и последствий, характеризуется понятием риска.

При анализе инвестиционных проектов не­обходимо определить, насколько полно учтены не­определенности и риски. Ответы на вопросы тестовых таблиц в срав­нении с имеющимся бизнес-планом покажут, ка­кие вопросы, связанные с неопределенностями и рисками, не нашли отражения (умышленно или случайно) в бизнес-плане.

В представленной методике можно выделить некоторые преимущества по сравнению с общепринятым подходом: ввиду отсутствия четкой структуризации по разделам (план-маркетинг, план производства, финансовый план) благодаря применению системы взаимосвязанных тестов практически полностью исключается вероятность завышения показателей и данных предпринимателем. Кроме того, в тесты внесены вопросы так называемой «шкалы лжи», набранные баллы по которой, указывают на сколько заказчик был честен перед консультантом и перед самим собой. Данная методика также не лишена и недостатков. В частности, процесс подготовки тестовых таблиц безусловно трудоемок, а от поставленных вопросов зависит качество и полнота охвата бизнес-планирования. В связи с этим необходимо отметить, что воспользоваться данной методикой смогут, пожалуй, только консультационные фирмы, либо предприятия, постоянно сталкивающиеся с необходимостью бизнес-планирования.

Общая характеристика содержания бизнес-плана

Как было уже отмечено, наибольшую популярность в России приобрела методика, которая была разработана под эгидой UNIDO, а также Tacis. Требованиям этих организаций были также подчинены популярные в России пакеты разработки бизнес-планов COMFAR (UNIDO) и Project Expert (UNIDO, Tacis). В связи с этим обстоятельством, давая характеристику содержания бизнес-плана, было бы разумным также придерживаться рекомендаций указанных организаций.

С этих позиций основными разделами бизнес-плана являются следующие:

1. Краткое описание.

2. Бизнес и его стратегия

3. Рынок и маркетинговая стратегия (план-маркетинг)

4. Производство и эксплуатация

5. Управление и процесс принятия решений

6. Финансы (финансовый план)

7. Факторы риска

1. Краткое описание

Этот раздел, к сожалению, часто недооценивается разработчиками. Хотя он является одним из самых важных разделов плана, так как может вызвать (или нет) интерес читателя - потенциального инвестора.

Контрольный список вопросов для составления краткого описания.

Бизнес

- краткая история бизнеса, описывающая период его создания и роста

- краткое описание существующей стадии развития бизнеса и среды, в которой он ведется

- краткое описание распределения акций, ответственности и т.д., и участия руководства в принятии стратегических решений

- краткое описание целей бизнеса (например, указания о добавленной стоимостипродукции при переработке и маркетинге)

- описание того, как было решено осуществлять предлагаемый бизнес-план и куда это может привести компанию

Продукция

краткое описание того, что делает продукцию уникальной и тех отличительных особенностей, которые ставят ее вне конкуренции в отношении ценообразования и/или качества и/или продолжительности поставок сырья

Рынок

- существующая емкость рынка, рост

- внутренний и/или международный

- каналы распределения

- прогнозируемый рост

- предполагаемая доля рынка (по подтвержденным оценкам)

Руководство и персонал

- насколько укомплектован штат

- каков образовательный уровень

- какой уровень безработицы в данной области бизнеса

- краткое описание имеющегося опыта (подчеркнуть сильные стороны)

Финансирование

- описание точных целей требуемого финансирования

- прогнозирование доходов и чистого дохода после уплаты налогов на три последующие года

- проектирование начала поступления прибыли

2. Бизнес и его общая стратегия

Этот раздел представляет собой тщательное описание компании. Обычно он не превышает 5-ти страниц.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту