рефераты по менеджменту

Роль и место бизнес-планирования в управлении предприятием

Страница
19

Разработка планов/решений (определение альтернатив).

Предыдущий шаг завершился выявлением проблемных зон, причин негативных событий или открывающихся возможностей, благоприятных факторов. Теперь, на основе этих сведений, следует предложить возможные управленческие решения — разумеется, этот шаг мы тоже рассмотрим под углом финансов (с позиций финансов). В рамках данного пособия этот вопрос будет затронут очень кратко — эта тема сложная и требует детального рассмотрения. Мы познакомимся только с возможными направлениями, которыми следует руководствоваться при поиске решений в случае неблагоприятной ситуации на предприятии (кризисе).

Большинство решений, направленных на выведения компании из кризиса можно отнести к стратегическим (т.к. проблемы возникают из-за ошибок в стратегии: прямые ошибки или «успокоенность» — пренебрежение изменениями на рынке и проч.). Это решения, которые нужно «семь раз отмерить» — провести детальный и всесторонний анализ — слишком высока цена ошибки.

.

Обычная последовательность действий при преодолении кризиса состоит из двух этапов: 1) восстановить прибыльность и нормализовать движение денежных средств — краткосрочные меры, которые не решают проблем но создают «плацдарм» для дальнейших изменений — консолидация; 2) восстановить позиции компании — долгосрочные стратегические решения, которые собственно устраняют причины кризиса

Консолидация - получение краткосрочной прибыли

Это меры по восстановлению прибыльности и нормализации движения денежных средств:

· сокращение затрат

· повышение размера чистой прибыли

· избавление от избыточных активов

· усиление контроля за денежными трансакциями

Трансформация — создание долгосрочной конкурентоспособности

Цель — борьба за покупателя и лидирующее положение на рынке:

· расширение доли рынка

· позиционирование марок

· инновации в области товара

· инновации в области процессов и маркетинговых каналов

Следует осознавать разницу между долгосрочной и краткосрочной перспективой. Достижение краткосрочного повышения прибыли не представляет особых проблем. Но если не проанализировали причины кризиса и пренебрегли программой трансформации — не следует рассчитывать на восстановление рентабельности в долгосрочном периоде.

Факторы, определяющие выбор мер консолидации

· скорость

· ответная реакция потребителей

· реакция конкурентов

· высокий потенциал

· низкий риск

· долговременные убытки

· правовые ограничения и ограничения, связанные с охраной окружающей среды

· моральное состояние сотрудников

Программа трансформации — основные вопросы

· основные внешние силы трансформации отрасли

· концепция лидерства компании в отрасли (отличительное преимущество, основные компетенции и пр.)

· каким образом будет создана основная компетенция

· какие стратегии позволят реализовать концепцию лидерства

· какими качествами должен обладать руководитель

Экономическая сущность решений по повышению прибыли

· решения, влияющие на цепочку ценностей (решения в области товаров, цен, стимулирования сбыта и пр.), оказывают противоположное воздействие на показатели прибыли и объема продаж

· существует временная дифференциация — эффект решений проявляется гораздо быстрее в области прибыли, чем в сфере продаж и маркетинговой деятельности

 

Увеличение притока денежных средств

Уменьшение оттока денежных средств

 

Краткосрочные меры

• Продажа или сдача в аренду внеоборотных активов

• Рационализация ассортимента продукции

• Реструктуризация дебиторской задолженности, управление ею и использование адекватных финансовых инструментов

• Использование частичной предоплаты

• Использование внешних источников краткосрочного финансирования

• Разработка системы скидок для покупателей

• Сокращение затрат

• Отсрочка платежей по обязательствам

• Использование скидок поставщиков

• Пересмотр программ инвестиций

• Налоговое планирование

• Вексельные расчеты и взаимозачеты

Долгосрочные меры

• Дополнительная эмиссия акций и облигаций

• Реструктуризация компании

• Поиск стратегических партнеров

• Привлечение инвесторов

• Установление долгосрочных контактов, предусматривающие скидки, отсрочки платежей и др. льготы

• Налоговое планирование

Это, пожалуй, одна из наиболее сложно формализуемых функций. Основной задачей является формулирование набора возможных решений проблемы (альтернатив).

Во многих случаях достаточно получить несколько приемлемых решений, а не пытаться найти оптимальное (слишком дорого).

В число рассматриваемых альтернатив обычно необходимо включить и «ничего не предпринимать/оставить как есть» (см. «Возможные решения»)

Рис. Возможные решения

Процесс нахождения возможных альтернатив определяется поисковой стратегией и способом управления ею.

Для управления самим процессом поиска возможных решений в сложных и тупиковых ситуациях рекомендуется использовать морфологическую карту «Управление стратегией поиска решения» (таблица 9 приведена ниже).

С целью облегчения процесса генерирования возможных альтернатив можно попытаться ответить на вопросы, указанные в таблице 10 («Вопросы для создания замысла/идеи»)

а также обратить внимание на ключевые факторы успеха, опираясь на которые любое предприятие может разрабатывать эффективные планы/стратегии (см табл. 11 «Ключевые факторы успеха»).

Оценка планов/решений.

Результатом выполнения этой функции является проведение анализа и подготовка сводного документа, систематизирующего и обобщающего все исследования (бизнес-план).

Ключевыми моментами в процессе оценки, которым следует уделить особое внимание, являются:

· правильный выбор используемых методов анализа на основе характера информации, времени на принятие решения, особенностей вопроса;

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту