рефераты по менеджменту

Роль и место бизнес-планирования в управлении предприятием

Страница
6

1. не выходил за рамки существующих ограничений (не превышал возможности компании, поставщиков, производителей, сбытовиков и т.д.);

2. был увязан с тем, что ему предшествует и с тем, что за ним следует.

Чтобы избежать различных неувязок между различными этапами и частями исследования требуется затрачивать дополнительные усилия и использовать соответствующие методы и приемы.

Итак, основные черты бизнес-планирования:

1. Бизнес-планирование связано с достижением желаемых будущих состояний, которые маловероятны без вмешательства человека. Поэтому оно обращается к вопросам: что должно быть сделано ? каково соотношение между целями деятельности и ценностями ЛПР ?

2. Бизнес-планировние связано с формированием событий, как в настоящем, так и в будущем посредством наилучшего размещения наличных ресурсов для выполнения краткосрочных целей прогнозирования с определенными надеждами или допущениями, стараясь достичь долгосрочных целей. Существует компромисс между тем, что представляется наилучшим при взгляде только на настоящее и тем, что представляется наилучшим при одновременном рассмотрении настоящего и будущего. Компромисс достигается с помощью того, что называют процессом дисконтирования.

3. Бизнес-планирование является прагматической деятельностью, которая связана с выбором разумных курсов действия из набора альтернатив. Оно обязательно должно быть ограничено тем, что возможно. Несоответствующая технология, несовершенная информация и ограниченная способность собрать и обработать имеющуюся информацию бывают ограничениями, которые трудно преодолеть.

4. Бизнес-планирование включает рациональный выбор. Рациональность связана как с аргументацией от определенных допущений к выводам, так и со способностью специалиста по бизнес-планированию защищать и объяснять допущения и выводы. Теория рациональности позволяет проводить предварительную интерпретацию проблемы и выбирать соответствующие методы анализа.

Бизнес-планирование — это, в первую очередь, процесс, предоставляющий не единичные решения проблемы, а совокупность выборов.

Основными этапами этого процесса являются:

1. оценка осуществимости (отыскание комплекса поддающихся осуществлению концепций);

2. отбор и разработка оптимальной концепции;

3. описание стратегии извлечения прибыли;

4. оценка и изменение концепции в соответствии с требованиями внешней и внутренней среды.

Эти этапы находят свое отражение и в конечном документе — бизнес-плане. Если внимательно рассмотреть любой бизнес-план, то легко можно выделить все эти составляющие. Фактически можно сказать, что структура любого бизнес-плана состоит из трех больших разделов (реально они, конечно, называются по-другому):

1. Описание текущей ситуации (обычно в бизнес-плане эта часть распределена по разделам «описание предприятия», «описание проекта», «исследование рынка»).

2. Стратегия извлечения прибыли из сложившейся ситуации (здесь прямое соответствие найти сложнее — это и «стратегия маркетинга», и «описание идеи», и «план производства», и «юридические аспекты» и т.п.).

3. Подтверждающие расчеты (обычно в бизнес-плане такая информация содержится в разделах «финансово-экономические расчеты», «анализ рисков»).

Такое понимание сути содержания бизнес-плана позволяет грамотно подать информацию и правильно его оформить.

Как и во всякой другой области знаний, в бизнес-планировании существуют свои основополагающие идеи. Это основные принципы и допущения, на которых базируются все знания и методы, связанные с решаемыми вопросами. Часть из них заимствована из более общих дисциплин (например, из основ экономики), а часть свойственна только бизнес-планированию. Все эти принципы достаточно тривиальны — они зачастую не выходят за рамки здравого смысла, между тем их нарушение (как это ни странно звучит при их простоте и наглядности) приводит к серьезным и дорогостоящим ошибкам.

Большая часть принципов и подходов затрагивает вопрос «как втиснуть реальную ситуацию в узкие рамки модели, пригодной для анализа», т.е. в большинстве случаев на первый план выходит вопрос упрощения объекта изучения. Поскольку схема действий зависти от того, под каким углом ее рассматривать, все обобщения и упрощения являются несколько произвольными. Описание изначально предполагает искажения, поэтому вопрос заключается в степени серьезности искажений по сравнению с чем-либо другим. В любом случае, мы нуждаемся в обобщениях, хотя нам известно об их ограниченности. Таким образом, можно сказать что упрощать сложно, но необходимо. Эффективный анализ решений требует от аналитика и от лица, принимающего решения (ЛПР), четкого осознания того, как много переменных здесь затрагивается. Требуется установить ряд основных правил для того, чтобы результаты получались точными, постоянными и значимыми.

Основные допущения и ограничения касаются таких областей, как:

• определению проблемы;

• природе инвестиций;

• оценкам будущих затрат и выгод;

• дополнительным денежным потокам;

• важным данным учета;

• необратимым затратам;

• дисконтированию будущих денежных потоков.

Рассмотрим основные принципы, которые применяются в бизнес-планировании.

Принципы и концепции из экономической теории.

1. Поскольку бизнес-планирование базируется на экономическом образе мышления, часто говорят что экономический образ мышления предвзятый. Это означает, что не все наличные факты учитываются в равной мере — из широкого круга возможностей выхватываются лишь немногие, остальные отбрасываются. Т.е. все зависит от точки зрения. Любое решение следует рассматривать и анализировать с позиций того лица, которое и будет его принимать — с учетом соответствующих возможностей, предпочтений и проч.

2. Принцип альтернативной стоимости. Все издержки, связанные с решениями, являются альтернативными стоимостями, т.е. ценностью тех альтернативных возможностей, от которых пришлось отказаться, выбирая тот или иной образ действий. Это очень важный принцип. Здесь содержится указание, какую ставку сравнения (ставку дисконтирования) выбрать — рентабельность, стоимость и т.д. альтернативных вложений (т.е. мы хотим сравнить лучше ли данное решение других и насколько лучше)

3. Альтернативные стоимости — всегда дополнительные или предельные затраты, т.е. те затраты, которые возникают в результате принимаемых решений; при этом реальные затраты — это альтернативные стоимости, т.е. ценность утрачиваемых возможностей. Настоящие затраты —это не доллары или рубли, а альтернативные возможности от которых мы отказываемся, расходуя деньги так, а не иначе. Экономическое мышление не признает никаких объективных стоимостей (стоимость затрат, связанных с предложениями). Сами «вещи» не могут иметь стоимости, только действия связаны с отказом от возможностей, и поэтому только действиям свойственны издержки. Эти два подхода важны при составлении модели — проведении упрощений реальной ситуации. Из всего многообразия факторов и параметров следует выбрать именно те, которые меняются в случае следования тем или иным курсов и на которые мы еще можем повлиять

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту