рефераты по менеджменту

Роль и место бизнес-планирования в управлении предприятием

Страница
12

Для построения эффективной информационной системы или просто для улучшения управления на предприятии необходимо понять составляющие процесса поддержки принятия решений (ППР) и раскрыть основные взаимосвязи между ними.

В качестве первого шага на пути к созданию комплексной системы ППР необходимо сделать ее “прозрачной”, то есть иметь четкое представление о том, какие и на каком этапе рассмотрения проблемы возникают задачи, о способах и путях их решения, а также о взаимодействии структурных подразделений в этом процессе. Это невозможно сделать без выявления и распределения соответствующих функций, ключевых “контрольных точек” и контролируемых параметров процесса.

Взаимосвязь основных функций, определяющих весь процесс поддержки принятия решений и, соответственно, структуру этого процесса и требования к системе ППР в организации представлена в форме IDEF0-модели (рис. 3 - 9). На основе данной модели может быть разработано соответствующее программное обеспечение, а также реализована ППР на любом предприятии.

Весь процесс ППР (внешние связи которого представлены на рис. 3) разбит на пять основных функций (рис. 4): постановка целей (А1), анализ начального состояния (А2), разработка решений (А3), их оценка (А4) и контроль за выполнением (А5).

Функция «Постановка целей» (блок А1) заключается в анализе природы и объема проблемы, выявления ее относительной важности и времени на принятие решения, т.е. структурирование проблемы. Это накладывает ограничения на конечные цели процесса ППР, используемые методы и средства и др. Декомпозиция этой функции приведена на рис. 5 — блоки А11 - А14. Цели для процесса поддержки принятия стратегических решений могут быть неясно

определены или установлены для недостижимого состояния. Ставить цель не следует без точных знаний о силах и влияниях, которые формируют и действуют на эту цель. Цель должна быть хорошо поставлена, достижима, а также пересмотрена и изменена в соответствии с требованиями обстоятельств.

Функция «Анализ начального состояния» (блок А2) посвящена изучению «сегодняшнего» состояния вопроса, т.е. той позиции, исходя из которой разрабатываются и оцениваются решения. Последующее сопоставление начального состояния и желаемого конечного состояния позволит предложить план и средства для осуществления подобного перехода.

Качество разработанной стратегии и вопросы обеспечения выживаемости и успеха предприятия в конкурентной борьбе очень сильно зависят от информации, положенной в основу анализа (ее полноты, достоверности, своевременности), ее обработки и формирования планов. Именно эти вопросы определяют роль высшего руководства и «мозгового центра» предприятия в сборе и последующей работе с информацией, а также требования к используемым для этих целей методам.

На состав информации, ее качество, а также методы ее сбора оказывают прямое влияние уже заданные цели (блок А1), время и средства, выделенные на весь процесс принятия решения, и необходимая глубина исследования и степень новизны проблемы. Основными результатами подобного исследования (декомпозиция которого приведена на рисунке 6 — блоки А21 - А23) являются: информация о ресурсах организации (в том числе, ограничения по ресурсам и их использованию); критические ограничения; допущения о различных событиях, не поддающихся контролю со стороны организации; объективные ограничения окружающей среды (рамочные условия); момент, с которого целесообразно начать выполнение плана; информация о сильных и слабых сторонах организации, возможностях и угрозах со стороны внешней среды; характеристики собранной информации — ее полнота, достоверность, надежность, качественная и количественная информация. Только получив эти сведения следует начинать специальную аналитическую работу над проблемой.

Следующая функция — «Разработка планов (решений)» (блок А3). Основная задача этого процесса - выявление возможностей, используя которые можно достичь поставленных целей (конечных состояний). По сути, это ни что иное как средства и методы, с помощью которых происходит переход от начального состояния к цели. Если первые две функции (А1 и А2) носят, по большей части, теоретический характер, то эта функция достаточно конкретна. Она должна содержать факторы, воздействующие на конечные состояния (экономические, экологические, политические, технологические и др.); внутренние и внешние силы, с помощью которых можно воздействовать на выявленные факторы или просто влияющие на них; локальные цели операции; вероятные (прогнозные) состояния, пригодные для принятия решений; варианты решения проблемы (альтернативы) и последовательность шагов по их осуществлению (стратегический план).

Предпоследняя функция — «Оценка решения» (блок А4). Ее можно разделить на три этапа. Этап №1 (блоки А41 и А42) — определение целей оценки (предварительный анализ, ранжирование альтернатив и т.п.) и необходимой точности оценки, на которые существенное влияние оказывают цели проведения всего процесса ППР и состав доступной информации. Результаты этапа №1 являются критериями для этапа №2 — выбора наиболее приемлемого метода и/или инструмента оценки (блок А43). Только после осуществления этих подготовительных этапов осуществляется этап №3 — собственно оценка решения в соответствии со всеми ранее определенными требованиями, допущениями, ограничениями и т.п. (блоки А44 и А45) и вынесение общего вердикта по нему (блок А46).

Для выбора групп методов/инструментов анализа, синтеза и оценки решения можно воспользоваться предлагаемой таблицей «Дано-Требуется» (таблица 1). При этом предполагается, что о пригодности того или иного инструмента можно судить, если сопоставить то, что уже известно ЛПР, с тем, что оно хочет определить. Исходными данными, соответствующими колонке «Дано», служат те сведения, которыми нужно располагать прежде чем пользоваться методом. Конечные результаты, соответствующие строке «Требуется» — это те данные, которые получаются в результате применения данного метода. Шкалы «Дано» и «Требуется» идентичны: они построены в порядке уменьшения общности и увеличения определенности. Методы, наиболее полезные на ранних стадиях, когда почти все неопределенно, попадают в левый верхний угол таблицы, а методы, соответствующие конечным стадиям процесса выработки и принятия решения, — в ее нижний правый угол. В клетках, далеко отстоящих от диагонали, приводятся методы, представляющие собой целые комплексы или стратегии поиска решения, поскольку они позволяют перескочить через несколько этапов. В клетках, расположенных непосредственно над диагональю указаны методы, последовательно используемые в описанном процессе поддержки принятия решений, выбор комбинации которых и определяет принятую стратегию поиска решения. Часть методов повторно указана ниже диагонали. Это означает, что их можно использовать для проверки, то есть для изменения формулировки задачи после ее частичного исследования.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту