рефераты по менеджменту

Этикет руководителя как средство повышения эффективности руководства

Страница
5

В древнем Риме церемония отправления послов была особо торжественной. Обычно они высылались группой в три и более человек – целое посольство. Каждый член такого коллегиального посольства получал золотой перстень, который давал право на беспошлинный провоз багажа через границу. Во время путешествия по морю послов сопровождал почетный эскорт кораблей. Для приема посланников других государств в Риме назначался «магистр церемониала». В честь гостей устраивались народные празднества, увеселения. Сенат принимал их на торжественном заседании и назначал для переговоров с ними специальную комиссию. При отъезде производился обмен подарками.

Во многом схожей была и практика Византийской империи. Торжественность и пышность византийского приема иностранных посольств имела целью воздействовать на гостей, подчеркнуть могущество империи. Этикет использовался не для выражения дружбы, а для демонстрации силы и превосходства. Посланник короля Италии Беренгария (Х век) Лиутпранд так описывает церемонию приема в Византии. Перед троном царя стояла золотое дерево, на котором щебетали и порхали золотые птицы. По сторонам трона стояли золотые львы, которые били хвостами и рычали. Трон с сидящим на нем царем вдруг поднялся до потолка, а на царе уже была другая одежда.

Первый трактат о поведении «Дисциплина клерикалис», появившийся в 1204 г., был написан испанским священником Педро Альфонсом. Книга предназначалась для духовенства. Позже выходят пособия по этикету в Англии, Голландии, Франции, в германских и итальянских землях. В них фиксировались правила поведения за столом, порядок ведения бесед, приема гостей.

В средние века все чаще общаются не только дипломатические представители, но и коронованные особы, дворяне, купцы, ученые, странствующие студенты. Законодатели правил этикета в начале и середине Средних веков служила церковь, а в позднее Средневековье – королевские дворы Парижа, Лондона и других европейских столиц.

Следует заметить, что церемония приема послов и правила этикета нередко нарушались с тем, чтобы унизить представителей других государств. Например, в Китае императору заставляли отвешивать девятикратный земной поклон. Когда же русский посланник счел для себя это унизительным, китайский двор счел себя оскорбленным. Пренебрежительное отношение к представителям других стран имело место и в более поздние времена.

Иногда правила этикета служили предметом забав и развлечений знати, а не средством воспитания культуры. О таких забавах молодого Петра I подробно рассказано А. Толстым в романе «Петр Первый».

Позднее в России артиллерийское и морское образование, которое ввел Петр для дворян, было заменено школой светских манер. Популярной стала книга «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению» - учебник этикета неоднократно перепечатывавшийся в XVIII веке. В этой книге вслед за азбукой и цифирью излагались правила, как обращаться в свете сидеть за столом и обходиться с вилкой и ножом, на каком расстоянии снимать шляпу при встрече со знакомыми и какую позитуру принимать при поклоне. Увлечение этикетом дошло до того, что в университет дети дворян не поступали – там можно было потерять хорошие манеры.

В Америке, еще находившейся под британским колониальным господством, Джордж Вашингтон написал сто десять «правил приличного поведения», среди которых были советы: «не чешись за столом, не ковыряй вилкой в зубах, не дави блох на людях, в противном случае донельзя опрохвостишься в домах сильных мира сего».[31;149].

Каждый народ вносил в развитие этикета свою специфику, свой национальный колорит. Большинство обычаев оставались национальным достоянием, но некоторые были приняты и другими народами. Например, из скандинавских стран пришел принятый ныне во всем мире обычай, в соответствии с которым самое почетное место за столом предоставляли главному гостю.

Таким образом, на протяжении тысячелетий человечество уделяло внимание проблемам этики и этикета и даже в Древние времена люди понимали их значимость. Следует отметить, что и в наше время им уделяется не меньше внимания, поскольку за честностью и порядочностью - будущее во всех сферах производственной и коммерческой деятельности.

Принципы этикета в бизнесе.

К сегодняшним дням сложились общепринятые основные принципы этикета, в числе которых приоритет старшего и приоритет женщины, принцип гигиены и эстетический принцип. Поведение человека должно быть красивым, вызывать чувство прекрасного.

Общие принципы культуры поведения конкретизируются основными требованиями этикета: вежливость, корректность, тактичность, деликатность, скромность, естественность поведения, точность, обязательность. Для делового человека строжайшее соблюдение этих требований – основа достижения успеха.

Вежливость – доброжелательность, приветливость. На Востоке говорят, что приветливость – это золотой ключ, который открывает железные замки людских сердец. Деловой этикет требует от человека улыбки, в каком бы затруднительном положении он ни находился. Ведь если сам не будешь добрым, человечным, то стоит ли ожидать этого от других. Интересны данные исследования, которое проводилось среди сотрудников некоторых организаций города Москвы,:на вопрос, какие черты человек хотел бы воспитать в себе, 46% респондентов назвали решительность и уверенность, 30% - выдержку и уравновешенность, 30% - целеустремленность и силу воли, 12% - терпимость и 10% - доброжелательность. Другим людям хотели бы добавить доброты и человечности 50% опрошенных, честности и порядочности – 30%, взаимопонимания и сочувствия – 22%, терпимости – 16%, альтруизма и щедрости – 12%.[41;151] Значит, себе желают больше твердости, а окружающим – больше теплоты. Отсюда – взаимная неудовлетворенность и напряженность. Выводы исследователями были сделаны следующие: если вас не понимают, постарайтесь понять других.

В сфере деловых отношений вежливость считают экономической категорией, содействующей повышению прибыли, способом сохранить хорошие отношения, что оборачивается выгодой. Дефицит вежливости создает у людей ощущение дискомфорта, раздраженности, излишней нервозности, которые по правилам этикета необходимо сдерживать. Л. Н. Толстой считал, что если человек, принятый в обществе, имеет бестактность портить удовольствие другим выражением своей скуки, то это доказывает, что он просто плохо воспитан. [41;151].

В предпринимательской практике часто приходится иметь дело с человеком, не заслуживающим уважения. Тогда на первый план выходит корректность, умение держать себя в рамках приличия в любой ситуации. Грубость никогда не приносила хороших результатов. Лев Успенский отмечал, что вежливость – это великое искусство вписываться в общество, умение действовать так, чтобы давать другому все, что сам хочешь получить от него, и не причинять ему огорчений, каких сам не желаешь принять от этого другого. [34;163].

В успешных деловых отношениях важно проявлять исключительное внимание к человеку, который с вами разговаривает, для него нет ничего более лестного. Дейл Карнеги подчеркивает, что для осознания такого факта незачем учиться четыре года в Гарварде.[41;151].

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту