рефераты по менеджменту

Этикет руководителя как средство повышения эффективности руководства

Страница
15

· Без особой надобности не делайте подчиненным замечания в присутствии третьего лица, чтобы не унизить его. Не отзывайтесь о подчиненных недоброжелательно и тем более заочно, высказывайте свои претензии к ним открыто. Помните афоризм: похвала, высказанная заочно, рано или поздно дойдет до ушей того, к кому она относится, недоброжелательные слова доходят сразу.

· Оценивая поведение подчиненного, не придавайте случайным и второстепенным деталям слишком большое значение.

· Умейте трезво оценить результаты своей деятельности, признавать свои ошибки и отменять неправильные решения.

· Скромность – это не только украшение: можно быть скромным, не будучи умным, но нельзя быть мудрым не обладая скромностью.

· Внимательно и благожелательно выслушивайте любую критику и любое предложение подчиненных, даже если они не существенны. Иначе в другом случае они промолчат и по более существенному поводу. Руководитель, пренебрегающий справедливыми критическими замечаниями, неизбежно противопоставляет себя коллективу и в конечном счете теряет возможность эффективно управлять.

· В манере говорить проявляются и профессиональная грамотность, и общая культура, и нравственный облик руководителя. Благоприятное впечатление производят простота речи, удачно выбранные интонации, выражение лица и поза, метко и к месту высказанное слово.

· Желательно, чтобы в ваших действиях не было никакого формализма: они должны быть продиктованы целесообразностью.

· Иногда полезнее высказать замечание в виде вопроса: «Не считаете ли вы, что здесь допущена ошибка?» или «Не думаете ли вы, что здесь следует что-нибудь изменить?», чем сказать подчиненному то же самое в приказной форме. Вообще старайтесь давать указания в стиле доверительного общения: «прошу», «будьте добры» и т. д. Если вы имеете в коллективе авторитет, то каждый поймет обращенную к нему просьбу как указание, обязательное к исполнению.

· Назначение любого работника на должность нужно согласовать с тем руководителем, в подчинении которого он будет находиться. Тогда этот руководитель проникнется большим чувством ответственности за деятельность нового сотрудника и постарается ему помочь, особенно на первых порах.

· Будьте оптимистом и в сложных ситуациях не теряйте бодрость духа: это вселяет в подчиненных уверенность в успехе дела.

· Нужно уметь хорошо разбираться в людях, в первую очередь в своем непосредственном окружении. Подхалимство и неумеренные восхваления часто кружат головы незрелым руководителям, мешают им правильно оценивать обстановку и результаты своей деятельности. Нет лучшего способа усыпить бдительность руководителя, чем лесть, тем более, что ему зачастую трудно отличить ее от искреннего уважения и признания заслуг. Однако постоянное напоминание даже о действительных заслугах тоже есть форма лести.

· Не пытайтесь создавать вокруг себя группу «надежных лиц», чтобы обеспечить себе поддержку в коллективе: это неизбежно повредит вашему престижу.

· Руководитель сам никогда и никуда не должен опаздывать и обязан того же требовать от подчиненных.

· Надо быть принципиальным не только с подчиненными, но и в обращении со своими вышестоящими руководителями, правильно информировать их о положении дел в управляемой вами системе, отстаивать интересы дела.

Итак, каждый руководитель должен научиться управлять собой, своим поведением в любых условиях. Будьте приветливым, вежливым. Улыбайтесь людям. Стремитесь поддерживать хорошее настроение и у себя, и у окружающих.

Придя на работу, приветствуйте своих коллег. Дайте им понять, что вы рады начать с ними новый рабочий день, что они могут рассчитывать на вашу помощь и поддержку.

Научитесь терпеливо слушать других, не допускайте в их адрес реплик, не отвергайте высказанные предложения только потому, что вы с ними не согласны, дайте высказаться другим, поощряйте активность своих подчиненных.

В любых ситуациях сохраняйте самообладание; будьте вежливы, отдавая поручения подчиненным; помните, что подчиненные лучше воспринимают поручения в форме просьбы, чем приказа.

Будьте внимательны к своим подчиненным, замечайте каждый их успех в работе и поощряйте за это. Простое «спасибо», высказанное вовремя, может оказаться не менее эффективным, чем денежная премия; если возникла необходимость наказать кого-то за служебные упущения, будьте справедливы и тактичны. При выборе форм выражения и меры наказания учитывайте возраст, пол и темперамент работника.

Критика – могучее средство воздействия на людей, которым надо пользоваться умело и осторожно. Не злоупотребляйте им, не унижайте достоинства людей грубыми критическими придирками, не допускайте перерастания критики в элементарную ссору. Не преследуйте за конструктивную критику снизу. Она избавит вас от ошибок и упущений в работе, укрепит связи с коллективом; будьте самокритичным – это только укрепит ваш авторитет.

Цените самостоятельных людей, избегайте навязчивых услуг подхалимов. Этим вы будете содействовать укреплению здорового психологического микроклимата в коллективе и повышению общей эффективности руководства. Не злоупотребляйте правом единоначалия, советуйтесь с общественными органами самоуправления по принципиально важным вопросам неоперативного управления.

Для успешной работы любой организации очень важны отношения руководителя и подчиненных. Конечно, не все бывает так гладко, как нам бы хотелось, в том числе и в общении с работниками. Директору Горной основной школы Морозкиной М. Г. был предложен тест «Определение причин трудностей в общении с подчиненными». В результате чего выяснилось, что в общем отношения в коллективе сложились неплохие, хотя существуют некоторые «шершавые» грани характера руководителя, которые весьма болезненно воспринимаются окружающими. Например, потребность спорить или в некоторых случаях критиковать своих подчиненных, что вызывает у последних негативную реакцию. Но когда руководитель умело пользуется критикой и не вступает в спор, если в этом нет необходимости, умеет контролировать себя, то у него могут сложиться хорошие отношения с окружающими. Такую ситуацию можно наблюдать в коллективе Горной основной школы. Описание данного теста вы сможете просмотреть в приложении.

Данной организации был предложен еще один тест «Как расставить стулья к совещанию?», т. к. организуя совещания, руководитель должен быть не только общительным, иметь организаторские способности, но и не упускать из виду мелочи, которые могут повлиять на результаты. Выяснилось, что Марина Геннадьевна может неплохо организовать совещание. Например, руководитель для совещания расставляет мягкие стулья, поэтому участники совещания не устают (как на жестких стульях) и излишне не расслабляются (как на мягких креслах). Марина Геннадьевна, учитывая количество участников совещания, продумывает за каким столом будет удобнее вести беседы, дискуссии (за круглым столом, за Т-образным или П-образным столами), как лучше рассадить коллег. Благодаря такой подготовке совещания коллеги меньше устают, идет более оживленный обмен мнениями, совещания проходят более результативно.

Технология общения делового человека.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту