рефераты по менеджменту

Этикет руководителя как средство повышения эффективности руководства

Страница
4

Считается, что этикет лишь формализует отношения между людьми и не ставит перед человеком проблемы выбора между добром и злом, между справедливостью и несправедливостью. Однако, чтобы в совершенстве овладеть этикетом, необходимо в первую очередь непрестанно совершенствовать самого себя, чтобы иметь благородные манеры, нужно быть самому благородным и порядочным человеком, хотя, увы, известны и досадные исключения. Воспитание, честь, достоинство – главные и непременные основы этикета.

Современные образованные и культурные люди начинают все большее внимание уделять своим манерам, внешности, но чаще всего из этикета берутся лишь внешние его атрибуты: мужчины спешат целовать дамам ручки, вытягиваются «во фрунт» при знакомстве, мучительно стараются держать вилку в левой руке, носить непривычную «бабочку» и платочек в нагрудном кармане пиджака. Несомненно, важны и внешние проявления хорошего воспитания, этому нужно учиться самим и учить своих детей, но главное – непринужденность, естественность поведения и доброжелательное, уважительное, предупредительное отношение ко всем окружающим, т.е. моральные нормы и принципы. Рассматривать нормы этикета в отрыве от этических и моральных принципов невозможно. Можно точно выполнять все предписания правил поведения, но культурным человеком не быть. Этикет, не основанный на высоких моральных принципах, не достигает главного – уважительного отношения к людям.

Таким образом, этика и этикет – понятия очень близкие, взаимозависимые, взаимно друг друга дополняющие, а на формирование последнего влияет уровень развития этики и морали. Очевидно также влияние этики и этикета на эффективное руководство. Выше было сказано, что этика проявляется в каждом управленческом решении, проецируется на деятельность подчиненных, трудового коллектива. Следует заметить, что и принятие управленческого решения, и люди в организации являются одними из критериев эффективного руководства. Естественно , что каждый руководитель, должен соответствовать таким категориям этики, как справедливость, долг, совесть, ответственность, достоинство, честь, гуманизм, т. к. эффективность управления во многом зависит именно от людей, составляющих основу организации.

Эволюция деловой этики и этикета в мировой управленческой практике.

Этика – одна из древнейших философских теорий, объектом изучения которой является мораль, нравственные проблемы, возникающие перед обществом. [15;376]. Основоположником этики считается древнегреческий философ Аристотель, который в 4 веке до нашей эры создал фундаментальные трактаты о нравственности, о понятиях добра и зла, о достойных или аморальных поступках людей. ( «Никомахова этика», «Большая этика», «Эвдемова этика»).

Охарактеризуем философские концепции этики. Уже много веков пытливые умы различных философских школ ведут спор об источнике и основе моральных идей. Рассматривались идеи появления принципов морали из неисторических начал – от Бога или законов космоса (теологическая этика, натурализм) или как следствие саморазвивающейся абсолютной идеи (Кант, Гегель). Этика, проблемы достижения счастья глубоко рассматривались основоположником античного скептицизма Пирроном и его учениками. И в современной философии этический релятивизм исходит из утверждения, что нравственность имеет только условный, относительный характер; эти же взгляды характерны для экзистенциализма и прагматизма.

Принципы нравственности исторически изменчивы, и каждый народ имел право считать именно свою мораль наилучшей. Изменяясь в месте с изменением общества, мораль испытывала воздействие религии, науки, знала собственные взлеты и падения, зигзаги и отклонения. Есть, например, попытки рассмотреть формирование нравственных норм за последние 200 лет под воздействием религии ведущей мировой державы. Так, столетие, с 1775 г. по 1875 г., - в век Великобритании, «владычицы морей», - господствовала англиканская (почти традиционно – христианская) этика, столетие с 1875 г. по 1975 г. – век США с доминированием протестантской этики в понимании Б. Франклина и других Отцов Государства, а с 1975 г. наступил век Азиатско – тихоокеанского региона, и следует якобы ожидать формирования взглядов конфуцианской этики. [15;375].

Исследователи отмечают, что под влиянием многих общественных факторов развитие нравственности идет по восходящей линии, раскрывая перед человечеством пути его гармонического развития, хотя периодически и наблюдаются отклонения от высокогуманных идеалов, эти зигзаги нравственности характерны для современности. [15;375].

Правила общения людей вырабатывались человечеством на протяжении тысячелетий. Со времен средневековья эти правила именуются этикетом. При характеристике основных черт этикета подчеркивается его универсальность, возможность применять правила вежливости не только в деловом общении, но и дома, на улице и т. д. Ранее этикет был в ходу при дворе правителей и в международных контактах. Юридические документы, фиксирующие правила поведения в международном общении, составляют дипломатический этикет, который регламентирует формы официальных контактов представителями различных государств.

На основании археологических раскопок, проведенных в конце прошлого века, было установлено, к примеру, что первый письменный договор в истории человечества был заключен между египетским фараоном Рамзесом II и королем хеттов Хаттушилем III в 1278 г. до нашей эры. Для подтверждения верности документу выгравированному на серебряной плитке, на одной ее стороне король хеттов изобразил себя сидящим рядом с богом ветров, а на другой – королеву рядом с богиней солнца. Рамзес II также имел серебряную плитку с аналогичными изображениями. Обычай подготовки двух одинаковых текстов договора и обмена ими вошел с той поры в повседневную практику не только международного, но и делового общения.

Древние египтяне и другие народы Востока вели устные и письменные переговоры, принимали послов, обменивались пленными. Эти международные действия осуществлялись в соответствии с установленными обычаями и освящались «божественными силами». Для официального общения с другими государствами стали назначаться специальные лица – послы. В древнем египетском документе – «Наставления Дуау, сына Ахтои, своему сыну Пиопи» - среди прочего есть такое упоминание: «Посланец, отправляясь в чужую страну, делает завещание в пользу детей из боязни львов и азиатов… Когда он уходит, кирпич у него за поясом» (кирпич – глиняная клинописная табличка с полномочиями посланца) [31;148].

«Посольский церемониал» обставлялся с особой торжественностью. В Древней Греции покровителем послов считался бог Гермес. Он же покровительствовал путникам и купцам. Послы носили при себе специальные «жезлы Гермеса». На верхушку жезла, обвитого лавром, прикреплялись крылья птицы и два переплетенных узора. Узлы символизировали расторопность и хитрость а крылья – маневренность и подвижность. Послам давались инструкции, написанные на двух карточках или табличках, сложенных пополам, - «дипломах».

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту