рефераты по менеджменту

Этикет руководителя как средство повышения эффективности руководства

Страница
11

Все приемы носят деловой, рабочий характер. Это относится и к самым торжественным приемам, которые устраиваются с тем, отдать долг уважения народу страны, чей праздник отмечается или чьи интересы представляет делегация.

Правила этикета довольно подробно регламентируют порядок организации и проведения приемов. Наиболее торжественными по своему характеру и наиболее почетными видами приемов являются завтрак (Launch) и обед (Dinner). Самое распространенное время начала завтрака – от 12.00 до 13.00. Завтрак продолжается обычно час – полтора, из которых около 45 минут гости проводят за столом. Обед начинается в промежуток времени от 19.30 до 21.00 и продолжается обычно два – два с половиной часа, при этом около часа гости проводят за столом.

Организация завтрака (обеда) начинается с составления списка приглашенных. После того как определен состав участников обеда и разосланы приглашения, составляется план размещения гостей за столом, который требует строгого соблюдения признанного служебного или общественного положения гостей. От этого основного правила не может быть никаких отступлений, так как нарушение старшинства гостей может быть воспринято как сознательное нанесение оскорбления. История знает немало шумных инцидентов, поводом к возникновению которых послужило именно несоблюдение правила рассадки гостей за столом.

Известны случаи, когда руководители делегаций, бизнесмены, возмущенные тем, что им отводилось место менее почетное, чем то, на которое они претендовали, покидали прием и сообщали корреспондентам о неуважении, проявленном в отношении страны, которую они представляют.

При рассаживании за столом соблюдаются определенные правила. Почетным является место напротив входной двери, а если дверь находится сбоку – на сторону стола, обращенную к окнам, выходящим на улицу.

На завтраке (обеде), на котором присутствуют только мужчины, первым считается место от хозяина дома, вторым – слева от него. Если хозяин дома желает оказать гостю очень высокого ранга особое внимание, он может посадить его в качестве главы стола напротив себя. Тем не менее, следующим наиболее почетным местом будет место справа от хозяина дома, а не справа от почетного гостя.

Наименее почетными считаются места на торцах стола (за исключением тех случаев, когда хозяин один возглавляет стол), поэтому сажать на эти места гостей, особенно женщин, не рекомендуется. Если возникают затруднения с рассадкой и есть необходимость использовать места на торцах стола, а приглашенные сочли бы для себя унижением сидеть на этих местах, хозяин и хозяйка могут сами занять их.

Если завтрак или обед проводится во время двустороннего совещания или конференции, возможна рассадка одной делегации напротив другой. При этом главы делегаций будут сидеть в центре стола. При составлении плана рассадки обращается внимание на то, чтобы женщина не сидела рядом с женщиной, а муж – рядом с женой.

Для того, чтобы гости не скучали, и за столом была создана атмосфера дружелюбия и хорошего настроения, важное значение приобретает рассадка не только по старшинству, но и в соответствии с особенностями их характера и темперамента. Гостей, склонных скорее послушать других, нежели рассказывать что-либо самим, следует посадить с человеком, умеющим вести интересную беседу. Однако вне зависимости от индивидуальных особенностей характера (излишняя стеснительность, боязнь сказать что-либо невпопад и т. д.), присутствующий на завтраке, обеде обязан поддерживать разговор, и особенно с теми гостями, которые сидят рядом с ним. Как бы ни был кто-либо из присутствующих чем-то расстроен или озабочен, он не должен демонстрировать свое плохое настроение.

Важная роль отводится руководителю принимающей стороны, который должен направлять беседу, подключать к участию в ней всех присутствующих, способствовать тому, чтобы гости беседовали между собой на интересующие всех темы.

Для дружеских встреч пословица: «Когда я ем, я глух и нем» не подходит. Когда за столом или в гостиной воцаряется неуклюжая тишина, сам хозяин должен попытаться наладить общую беседу. Недаром французы говорят, что молчание отдаляет больше, чем расстояние.

Недостатком организации разговора за столом, однако, скорее бывает не отсутствие общей темы для него, а неумение найти подходящую тему. В «Лексиконе прописных истин» Гюстава Флобера записано, что политика и религия должны быть исключены из беседы.[41;167] Политика настолько вошла в жизнь современного человека, что обсуждения политических вопросов не избежать. Все же начинать беседу с вопроса: « А что вы думаете о шансах на предстоящих президентских выборах?», выпивая при этом бокал вина и закусывая салатом, в высшей степени нелепо.

Если все собеседники заинтересованы в обсуждении серьезных вопросов, то в ходе беседы разговор естественным путем должен перейти к ним. При этом нельзя забывать: никогда не следует навязывать обществу свои темы.

У гостей останется самое благоприятное воспоминание о встрече даже в том случае, если по каким-либо причинам не понравилось угощение, но они имели возможность познакомиться с интересными людьми и провести время за содержательным разговором.

Цветы украшают стол и способствуют созданию торжественного, праздничного настроения. Однако большие букеты цветов, помещенные к тому же в высокие вазы, будут заслонять сидящих за столом друг от друга и препятствовать ведению беседы. Поэтому цветы с коротко обрезанными стеблями ставят на стол в низких вазах. Нарядно выглядит стол с красиво разложенными по центру вдоль него цветами. Для такого украшения подбирают цветы, способные сохранять свежесть долгое время при отсутствии воды.

Приходить на обед необходимо точно в указанное в приглашении время. Опоздание считается нарушением этикета и может быть воспринято с обидой.

Хозяева ждут опаздывающих не более пятнадцати минут, а затем приглашают собравшихся к столу. Хозяева не должны заставлять гостей ждать более этого срока, так как у них может создаться впечатление, что хозяева в ущерб их интересам по каким-то причинам отдают предпочтение опаздывающему гостю.

Инициатива ухода с завтрака (обеда) принадлежит главному гостю. После того как главный гость попрощался с хозяевами и с присутствующими на приеме, начинают постепенно уходить и другие гости. Перед уходом благодарят хозяев за вкусное угощение и приятно проведенное время.

Возможно равные виды приемов, в частности, «шведский стол». Он проводится в те же часы, в которые обычно устраиваются завтрак или обед. На такой обед можно пригласить больше гостей, чем на обычный завтрак или обед. Его проведение проще: оно не связано с размещением гостей за столом, да и вся организация менее сложна и затруднительна.

Участники буфетного обеда не сидят за общим столом, а подходят к нему, берут левой рукой салфетку, на которую ставят тарелку с предварительно положенными на нее ножом и вилкой, а затем накладывают на тарелку кушанья. Правой рукой берут бокал с вином, соком или каким-либо другим напитком. Бокал оборачивают в бумажную салфетку, чтобы при запотевании от холодных напитков влага не попадала на руки.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту