рефераты по менеджменту

Основы менеджмента (справочно-информационные материалы)

Страница
5

- построение организационной структуры системы управления организацией;

- создание организации как системы;

- формирование устойчивой совокупности всех сторон деятельности организации.

Эффективность функции «организация» во многом будет зависеть от организационной культуры проявляющейся в организации. Организационная культура представляет собой ряд общих ценностей, устойчивых норм, правил ведения бизнеса, отношений между людьми. Организационную культуру в организации можно рассмотреть на основании следующих характеристик:

- осознание работниками своего места в организации;

- внешний вид и одежда работников;

- привычки и традиции в организации;

- трудовая этика;

- взаимоотношения между людьми;

- вера в успех, в руководство организации.

Функция «Обучение» - подразумевает процесс качественного совершенствования и развития работников организации, направленный на эффективную реализацию индивидуальных и коллективных целей.

Обучение в организации включает:

- профессиональное обучение персонала;

- переподготовку, профориентирование и адаптацию новых работников;

- ротацию кадров;

- повышение квалификации работников;

- служебно-профессиональное продвижение работников, планирование ими деловой карьеры;

- работу с кадровым резервом руководителей;

- самообучение работников;

- вовлечение работников в управление предприятием;

- интеллектуально – культурный рост, духовное развитие персонала.

Такой тип организации получил название обучающейся организации. Главное что отличает обучающуюся организацию от других – это поиск новых возможностей и создание условий для реализации потенциала развития собственных работников, нацеленных на адаптивность к непрерывному обновлению, к постоянному повышению уровня качественных характеристик человеческих ресурсов как конкурентных преимуществ организации.

Функция «Координирование» - заключается в устранении несоответствия между всеми элементами созданной системы достижения целей, являясь как бы «тонкой настройкой». Согласованность должна достигаться на основе рациональности, четкости взаимодействия исполнителей, оперативности и надежности системы управления организации. Координирование деятельности в организации может осуществляться в ходе проведения оперативных совещаний на основании докладов руководителей структурных подразделений, по результатам проверок и инспектирований подразделений различными комиссиями.

Функция «Мотивация» - заключается в определении потребностей персонала, выборе наиболее подходящего и действенного в данной ситуации способа их удовлетворения с тем, чтобы обеспечить их максимальную активность в процессе достижения целей, стоящих перед организацией.

В практике менеджмента применяются экономические и неэкономические мотивы работников.

Функция «Учет» - осуществляется для получения информации о состоянии дел в организации. Он осуществляется путем измерения, регистрации и группировки данных, характеризующих объект управления. Различают оперативный, бухгалтерский и статистический учет.

Функция «Анализ» - представляет собой комплексное изучение деятельности и оценка деятельности.

Анализ включает:

- выявление причин сложившегося состояния, динамики и закономерностей развития объекта управления;

- выявление взаимосвязей состояния объекта управления с различными факторами;

- количественная оценка эффективности деятельности организации;

- определение узких мест и возможных путей улучшения сложившегося положения в организации.

Существуют следующие методы анализа:

- сравнительный анализ;

- балансовый анализ;

- анализ по отклонению показателей;

- факторный анализ (выявление факторов, влияющих на состояние объекта анализа) с использованием моделирования;

- функционально-стоимостной анализ (выявление функций объектов анализа и использование стоимостных критериев при выборе оптимальных решений;

- анализ средних, абсолютных и относительных величин;

- индексный анализ;

- анализ группировок.

Функция «Контроль» - состоит в наблюдении за ходом происходящих процессов в управляемом объекте, сравнении его параметров с заданной программой функционирования, выявление отклонений и корректировка деятельности до того, как проблемы перерастут в кризис.

По времени существования различают три вида контроля:

- предварительный контроль – включающий планирование и создание организационных структур;

- текущий контроль – осуществляющийся непосредственно в ходе проведения работ и заключающийся в измерении фактических результатов с использованием обратной связи;

- заключительный контроль – производящийся по завершению контролируемой деятельности, либо по истечении определенного заранее периода времени и заключающийся в сравнении полученных результатов с требуемыми результатами.

Каждый руководитель любого уровня должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей. Даже если никто ему специально этого не поручал.

Функция «Регулирование» - устраняет отклонения от заданного режима функционирования системы. Осуществляется путем диспетчеризации на основе контроля и анализа этой деятельности, установление рациональных связей между всеми звеньями менеджмента.

Закономерности управления различными системами

Законом считается необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение в природе и обществе. Выделяют три группы законов:

- всеобщие или универсальные, например, законы диалектики;

- общие для больших групп явлений, например, закон общественного отбора;

- частные или специфические, например, закон оптимальной нормоуправляемости.

Законы носят объективный характер и существуют независимо от сознания людей. Познание законов составляет задачу науки. Их нельзя запретить, забыть, отменить или уничтожить. Закономерности управления следует отнести к частным законам общества, которые мало исследованы. Так в научной литературе 60-70-х гг. о них даются начальные понятия, а в современных учебниках по менеджменту о них практически не упоминается, зато приводятся принципы управления, которые, строго говоря, должны вытекать из закономерностей управления.

Закономерности управления – это частные законы, действующие в сфере общественного производства, обладающие рядом свойств: выявление конкретной общественной потребности или потребностей группы людей; исследование потребностей на устойчивость или повторяемость; исследование количественных зависимостей между факторами объекта и субъекта управления; выведение устойчивой связи между явлениями (формулы, нормативы). Закономерности управления в систематизированном виде представлены в табл

Таблица

Характеристики закономерностей управления

Группа законов

и названия закономерностей

Комментарий

1. Управление производством

1.1. Единство принципов управления на всех ступенях народного хозяйства

1.2. Пропорциональность и соотносительность частей организации: основного и вспомогательного производства, внутрицеховая специализация и кооперация

1.3. Непрерывность и ритмичность кругооборота движения основных производственных фондов

1.4. Оптимальное сочетание централизации и децентрализации в управлении

1.5. Рациональная звенность структурных подразделений организации (управляющей и управляемой систем)

Возможно в условиях господства однопартийной системы и государственного регулирования экономики в социалистическом государстве

Характерно для крупных предприятий, построенных по принципу натурального замкнутого хозяйства

Правомерно для стабильной плановой экономики с низким уровнем инфляции и четким выполнением нормативных коэффициентов, сроков окупаемости затрат и оборачиваемости фондов

Закономерность реализуется на основе исследования факторов численности персонала в верхнем, среднем и нижнем звеньях управления

Существует рациональное число звеньев управления в организации в зависимости от сочетания факторов производства

2. Экономические законы

2.1. Закон единства производительных сил и производственных отношений

2.2. Закон расширенного товарного воспроизводства Д-Т-Д’-T’-Д’’

2.3. Закон планомерного и пропорционального развития народного хозяйства

2.4. Закон распределения по труду в обществе

2.5. Закон возрастания издержек (относительных, вмененных)

2.6. Закон предельной полезности (сокращающейся, убывающей)

2.7. Закон тенденции падения нормы прибыли (норма прибыли – отношение полученной прибыли к стоимости авансированного капитала)

2.8. Закон убывающей производительности труда и капитала

Действует в рамках одной общественно-экономической формации: феодальной, капиталистической, социалистической

Распространяется на несколько общественно-экономических формаций и предполагает динамическую последовательность изменения форм товара с приращением стоимости после каждого цикла

Характерен для общества с государственно регулируемой экономикой, построенного на моделях межотраслевого баланса и оптимального функционирования экономики

В соответствии с теорией трудовой стоимости, распределение общественного продукта производится пропорционально количеству качеству затраченного труда работников

Утверждает, что с ростом производства одного продукта за счет уменьшения производства другого издержки на производство единицы продукта возрастают

Выражается в том, что по мере роста потребляемых благ их предельная полезность уменьшается

Утверждает, что с ростом производительной силы труда и изменением органического строения капитала происходит падение нормы прибыли

Исходит из теории убывающего плодородия почвы и говорит о сокращении эффективности последовательных затрат труда и капитала при производстве однотипного продукта

3. Законы организации

3.1. Закон синергии – усиление или ослабление потенциала организации:

- положительный: 2+2 = 5

- отрицательный: 2-2 = 0

3.2. Закон самосохранения

3.3. Закон развития

3.4. Закон информированности - упорядоченности

3.5. Закон эмерджентности (единства анализа и синтеза)

3.6. Закон композиции и пропорциональности (гармония)

R1,R2 Rn > 0

композиция (набор) Nc К1,К2…Кn > 0

пропорциональность (Кi x Ri) – max,

где Кi – коэффициент соотносительности;

Ri - ресурс (потенциал) системы.

3.7. Закон рационального диапазона управления (формула В.А. Грайкунаса)

N = n [2 n-1 + (n – 1)],

Где N – количество возможных взаимосвязей сотрудников организации, ед.;

n – число подчиненных у руководителя.

3.8. Закон Паркинсона «Растущая пирамида»

2 Sm + L

x = ------------ ,

n

где х – необходимое число сотрудников;

S – количество служащих, набирающих себе подчиненных, чтобы продвинуться по службе;

L – число лет, проведенных на работе;

m – количество человеко-часов, потраченных на обработку информации;

n – количество нужных сотрудников.

Для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет больше простой суммы потенциала входящих в нее элементов, либо существенно меньше

Каждая социальная и материальная система стремится сохранить себя (выжить) и использует для достижения этого весь свой потенциал (ресурсы).

Каждая система стремиться достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла организации

Чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем она имеет большую вероятность устойчивого функционирования

Каждая социальная организация стремится настроиться на наиболее экономный режим функционирования в результате постоянного изменения своей структуры и функций по одной из выбранных моделей развития: анализ – корректировка – синтез – корректировка – анализ; создание - реорганизация – укрупнение – разукрупнение – ликвидация – создание

Каждая система стремиться сохранить в своей структуре все необходимые элементы (композицию), находящиеся в заданной соотносительности и заданном подчинении (пропорции). Исходя из этого, каждая организация должна иметь обоснованный стратегический план деятельности и стараться его реализовать в определенном периоде времени

Число прямых единичных, прямых групповых и перекрестных должностных связей в организации находится в геометрической прогрессии. Выведены рациональные нормы управляемости: высшее руководство от 4 до 8 чел., среднее звено от 8 до 20 чел., нижнее звено от 20 до 40 чел.

Закон утверждает, что существуют внутренние потребности саморазвития организации, если они не ограничены внешней средой или вышестоящей организацией. Рост числа сотрудников, в среднем происходит на 5,7% в год независимо от роста объема работы. Поэтому организации имеют тенденцию к самопроизвольному росту и бюрократизации

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту