рефераты по менеджменту

Основы менеджмента (справочно-информационные материалы)

Страница
4

Задача управления - совокупность организационно взаимосвязан­ных операций переработки информации, осуществляемых персоналом с помощью технических средств, результатом выполнения которых яв­ляется принятие управленческого решения - например, расчет потреб­ности в персонале на год по организации. Задача является основным элементом процесса управления, а в ее реализации участвуют, как пра­вило, несколько работников управления. В управлении организацией решается несколько тысяч задач управления.

Операция управления - совокупность трудовых действий, направ­ленных на изменение формы или содержания информации, выполняемых одним работником с помощью определенного набора технических средств.

Классификация функций управления являлась предметом изуче­ния работ ряда исследователей, которые примеряли различные группообразующие признаки и создавали классификаторы для разных отрас­лей народного хозяйства.

Приведем классификатор функций управления промышленным предприятием.

1. Управление стратегией развития (стратегический менеджмент).

2. Организация системы управления (ад­министративный менеджмент).

3. Управление персоналом (человеческими ресурсами).

4. Управление социальным развитием (социальный менеджмент).

5. Управление экономическим развитием.

6. Управление финансами (финансовый ме­неджмент).

7. Управление техническим развитием (инновационный менеджмент).

8. Управление капитальным строительством и ремонтом (инвестици­онный менеджмент).

9. Управление подготовкой производства (инжиниринг, технологиче­ский менеджмент).

10. Управление основным производством (производственный менеджмент).

11. Управление вспомогательным производством (производственный менеджмент).

12. Управление качеством продукции.

13. Управление трудом и заработной платой (трудовыми ресурсами).

14. Управление охраной труда.

15. Управление материально-техническим снабжением (логистикой).

16. Управление маркетингом (сбытом продукции, продажами).

17. Управление механизацией производства (инжиниринговое управление).

18. Управление транспортом (логистикой).

19. Управление обслуживающим хозяйством (социальной сферой).

20. Управление внешнеэкономической деятельностью (внешними связями).

21. Управление экологией (экологический менеджмент).

Анализ функций менеджмента, их четкая, обоснованная классификация имеет важное значение для разработки научных основ построения аппарата управления, определения его структуры и меры централизации и децентрализации функций отдельных работников, установления круга прав и обязанностей структурных звеньев каждого работника аппарата управления и др.

Функции – это временная логическая последовательность выполнения управленческих работ, которая объективно вытекает из сущности этой деятельности. Они подразделяются на три группы.

1. Основные (общие) функции:

- целеполагание;

- планирование;

- организация;

- координация и регулирование;

- мотивация;

- учет, анализ и контроль.

2. Специфические функции:

- общее управление, делопроизводство;

- специализированное управление;

- техническое обслуживание управления;

- обучение персонала;

- охрана труда.

3. Функции по видам деятельности:

- административное управление;

- экономическое управление;

- управление качеством;

- управление персоналом;

- социально-психологическое управление;

- управление хозяйственным обслуживанием.

2.2. Общие функции менеджмента

Рассмотрим основные (общие) функции менеджмента: «целеполагание»; «планирование»; «организация»; «обучение»; «координирование»; «мотивация»; «учет»; «анализ»; «контроль»; «регулирование». Совокупность и взаимосвязь этих функций представляет собой цикл менеджмента. Цикл менеджмента может быть представлен круговой диаграммой.

Функция «целеполагание» - включает выработку стратегических, тактических и оперативных целей деятельности предприятия. Реализуемые организацией экономические, производственные, финансовые, социальные и иные цели должны быть согласованы между собой и представлять, образно говоря «дерево целей», где корни – миссия, ствол – стратегические, ветви – тактические и крона – оперативные цели. Особое внимание при этом должно быть обращено на реальность и реализуемость вырабатываемых целей, учет динамично изменяющихся внутренних и внешних условий функционирования организации, перспективы изменения целей с учетом состояния рынка труда финансов, работ, услуг.

Функция «планирование» - включает создание аналитической модели деятельности организации на тот или иной промежуток времени. Эта модель выражается количественными параметрами, системой показателей производственно – хозяйственной деятельности, конкретными заданиями исполнителям и сроками их выполнения.

Признаками, определяющими тип внутрифирменного планирования, являются:

- степень неопределенности планирования;

- временная ориентация идей планирования;

- горизонт планирования.

По первому признаку организацию можно рассматривать как детерминируемую систему, действующую в предсказуемой среде и не имеющую недостатка в информации, например планирование на уровне структурного подразделения и как вероятностную систему, не дающую полной предсказуемости.

По второму признаку, планирование подразделяется на следующие виды:

- реактивное планирование – нацеленное на прошлый опыт;

- инактивное планирование – приспособленное к настоящему;

- преактивное планирование – ориентированное на будущие изменения;

- интерактивное планирование – заключающееся в проектировании будущего.

По третьему признаку планирование может быть долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным.

Предпосылкой планирование является прогнозирование – выявление и предвидение объективных тенденций, состояний развития организации.

Этапами прогнозирования являются:

- проблемная постановка вариантов перспектив развития организации;

- анализ и оценка полученных результатов;

- разработка программ работ по решению выбранного варианта развития.

При прогнозировании используются следующие методы:

- экстраполяции – приближенное определение значений параметров, характеризующих состояние организации исходя из настоящего и прошлого;

- экспертные оценки специалистов;

- экономико-математическое моделирование.

Планирование деятельности организации необходимо начинать с маркетинговых исследований, что даст возможность определить и спрогнозировать конкурентоспособность товаров и услуг.

Функция «Организация» - представляет собой совокупность специализированных управленческих работ, целью которых является объединение людей для совместной деятельности. В результате формируется работоспособные производственные и управленческие подсистемы.

Организация представляет собой процесс:

- закрепления вариантов разделения управленческого труда между персоналом организации;

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту