рефераты по менеджменту

Основы менеджмента (справочно-информационные материалы)

Страница
1

Разделение труда в организации по уровням и сферам деятельности

Для того чтобы любая организация могла добиться реализации своих целей, задачи, стоящие перед ней, должны быть скоординированы посредством вертикального и горизонтального разделения труда. Вертикальное разделение труда предполагает наличие в организации исполнителей и руководителей низшего, среднего и высшего уровня управления, а горизонтальное - различие по видам деятельности: администрирование, производство, снабжение, техническое обеспечение, маркетинг, финансовое обеспечение, охрана труда, управление персоналом, инвестициями, хозяйственное обеспечение.

Возникновение управления как такового, связано с необходимостью организовывать и координировать совместный труд людей, направленный на достижение поставленных целей, не зависимо от сферы, в которой этот труд осуществлялся. Функция управления этим трудом реализовывалась представителями власти – государственной, военной, религиозной. Так осуществлялось управление хозяйственной деятельностью в рабовладельческих, феодальных государствах. В мелких же ремесленных и крестьянских хозяйствах, основанных на индивидуальной собственности и личном труде, регулирование осуществлялось как самоуправление.

С превращением мелких индивидуальных хозяйств ремесленников и крестьян в крупные предприятия положение изменилось. Теперь собственники этих предприятий не могли единолично выполнять производственные, предпринимательские и управленческие функции. Потребовалась группа лиц, осуществляющих в рамках организации эти функции. Управленческая деятельность выделилась в обособленную самостоятельную работу. Таким образом, природа возникновения управления связана с масштабной совместной деятельностью людей.

В современном мире управлением занята примерно десятая часть работоспособного населения.

Высший уровень управления – это группа должностных лиц организации, занимающих должности президента, исполнительных директоров и их заместителей, а также другие лица, непосредственно руководящие основными структурными подразделениями или ответственные за главные функции компании.

Средний уровень управления – это группа должностных лиц, ответственных за решение среднесрочных задач и функций организации, за работу самостоятельных подразделений, отделов, проектов и программ.

Низший уровень управления – это работники, выполняющие преимущественно управленческие функции, но не имеющие в подчинении других управляющих (мастера, начальники участков, бригадиры).

Современные тенденции в развитии производства приводят к изменению образа современного предприятия, его организационной структуре. Смысл этих изменений заключается в сокращении относительной доли занятых в материальном производстве и увеличение доли тех, кто занят в нематериальном производстве: менеджеров, конструкторов, дизайнеров, маркетологов, бухгалтеров, программистов, т.е. работников, сосредоточенных на умственном и административном труде, так называемых «белых воротничков». Например, в США уже сейчас их в 1,5 раза больше, чем работников физического труда – «синих воротничков».

Рассмотрим управление основными видами деятельности, свойственные современным организациям.

Административное управление – включает создание организации, формирование структуры и системы управления, механизма реализации управленческих функций, отдача приказов и распоряжений, выработка регламентов, положений, норм, инструкций, контроль за их исполнением. Административным управлением занимаются директор, его заместители, службы, отделы, заведующий делопроизводством.

Управление производством – направлено на выбор основных параметров технологического процесса, определение объема текущего выпуска продукции или оказания услуг, загрузки оборудования, расстановку людей, организацию подачи материалов, сырья, комплектующих деталей. Управление производством включает: управление технической подготовкой производства; оперативное управление производством; управление производственными запасами; контроль за внутрипроизводственной деятельностью предприятия.

Управление производством осуществляют заместитель директора по производству, производственный и плановый отделы, руководители структурных подразделений.

Управление материально – техническим снабжением - состоит в организации заключения хозяйственных договоров, закупки, доставки и хранения сырья, материалов, комплектующих изделий, средств индивидуальной защиты работникам.

На большинстве предприятий служба снабжения, возглав­ляемая заместителем директора по коммерческим вопросам, — этосовокупность управленческих и производственных подразделений, организующих и осуществляющих обеспече­ние материальными ресурсами. Первые из них — это коммер­ческие службы, отделы МТС и отделы внешней кооперации и комплектации, а производственные включают матери­альные склады, подсобные хозяйства, заготовительные участ­ки. Кроме специальных служб, отдельные снабженческие функции выполняют другие подразделения предприятия (от­делы главного механика, капитального строительства, инст­рументальные цеха).

В состав служб МТС, как правило, входят: планово-экономическое бюро; материальные бюро, специали­зированные по видам материалов; диспетчерское бюро; мате­риальные склады:

Управление техническим обеспечением – направлено на поддержание в исправном и работоспособном состоянии оборудования, зданий и сооружений. Управление техническим обеспечением осуществляют главный инженер, главный механик, главный энергетик, вспомогательные цеха и участки.

Управление маркетингом – заключается в изучении рынка существующей и перспективной конъюнктуры, формирования каналов сбыта, выработки ценовой политики, рекламы и т.п. Управление маркетингом возлагается на заместителя директора по маркетингу, отдел маркетинга.

Финансовое управление – включает составление бюджета, финансового плана, формирование и распределение финансовых ресурсов и инвестиций, оценку текущего и перспективного финансового состояния, принятие необходимых мер по их укреплению. Финансовое управление осуществляют финансовый менеджер, главный бухгалтер.

Управление персоналом – включает подбор, расстановку, профессиональную адаптацию, обучение, повышение квалификации персонала, вознаграждение и стимулирование труда, создание благоприятного морально-психологического климата, улучшение условий труда и быта работников, развитие социального партнерства. Любая организация представляет собой совокупность социальной и экономической подсистем, направленных на достижение поставленных целей. Система управления персоналом,как социальная системапредставляет собой совокупность целей, функций, организационной структуры управления персоналом, вертикальных и горизонтальных функциональных связей руководителей и специалистов в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.

Управление персоналом осуществляет заместитель директора по персоналу, отдел по управлению персоналом.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту