рефераты по менеджменту

Основы менеджмента (справочно-информационные материалы)

Страница
22

Классическая школа менеджмента.

Ограниченность и недостатки школы Ф.Тейлора были преодолены американским инженером – механиком Гаррингтоном Эмерсоном. В своей книге «Двенадцать принципов производительности» (1912) он сформулировал знаменитые 12 принципов производительности: отчетливо поставленные цели; здравый смысл; компетентная консультация; дисциплина; справедливое отношение к персоналу; учет; диспетчеризация; нормы и расписания; нормализация условий; нормирование операций; стандартные письменные инструкции; вознаграждение за производительность.

Анри Файоль (1841 – 1925), французский горный инженер, управляющий крупнейшей горнометаллургической компании «Камамболь» в течении 30 лет, осмыслив закономерности функционирования организации, создал доктрину административного управления, основные черты которой изложил в книге «Общая и промышленная администрация» (1916) и сформулировал знаменитые 14 принципов администрирования.

1. Разделение труда (как основа специализации функций и разделения власти).

2. Власть – ответственность (власть немыслима без ответственности).

3. Дисциплина (обязательна как для руководителя, так и для подчиненного).

4. Единство распорядительства (подчиненный не должен получать распоряжений более как от одного начальника).

5. Единство руководства (должен быть один руководитель и единый план как условие объединения усилий и согласованности действий).

6. Подчинение частных интересов общим (интересы работников не должны становиться выше интересов предприятия).

7. Вознаграждение труда (должно быть справедливым, удовлетворять персонал и предприятие, служащего и нанимателя).

8. Централизация (необходимо находить степень соотношения централизации и децентрализации, наиболее благоприятную для предприятия).

9. Иерархия (ряд руководящих должностей, начиная с низших и кончая высшими).

10. Порядок (определяется правилом «Определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем месте. Определенное место для всякой вещи и всякая вещь на своем месте»).

11.Справедливость (сочетание благожелательности с правосудием).

12. Стабильность персонала (длительное пребывание работников в одной и той же должности).

13. Инициатива (возможность создания и осуществления плана).

14. Единение персонала (не надо разделять персонал).

В близком к Г. Эмерсону и А. Файолю направлении сформулировал свои взгляды на проблемы организации управления известный всему миру автомобильный король начала ХХ столетия Генри Форд.

1. Строго построенная по вертикали организация управления объединением ряда предприятий, управление из одного центра.

2. Массовое производство, обеспечивающее минимальную стоимость, удовлетворяющее массового покупателя и максимально прибыльное.

3. Развитие стандартизации.

4. Конвейер с разделением труда на множество операций.

5. Постоянное совершенствование управления.

Завершением классической школы менеджмента стала концепция «рациональной бюрократии» немецкого ученого Макса Вебера (1864 – 1920), напоминающую военную организацию с глубоким разделением труда, четким иерархическим построением и жесткой дисциплиной.

Школа человеческих отношений.

Подход, ориентированный на человека, начал складываться со второй половины 20-х годов. Толчком к этому послужили эксперименты, проводившиеся под руководством ученого Гарвардского университета Элтона Мейо (1880 – 1949) в американской компании «Вестерн электрик» в г. Хоторне близ Чикаго. В результате был сделан вывод, что, любая организация представляет собой не простую совокупность людей, выполняющих общие задачи, а сложную социальную систему. Кроме того, социальные и психологические факторы оказывают на рост производительности труда значительно большее влияние, чем физические, если сама организация рациональна и эффективна. Коллектив рассматривался как социальная группа. Школа изучала поведение людей в организации и разработала теорию человеческих отношений. Взгляды Мэйо о роли взаимоотношений между работодателем и сотрудниками в процессе управления получили название теории патернализма (от лат. Paternus – отцовский), утверждающей необходимость отеческой заботы об интересах работников, «социального партнерства» в процессе трудовых отношений.

В соответствии с этой теорией важнейшей обязанностью менеджера является формирование сплоченного коллектива, создание благоприятного микроклимата, забота о подчиненных, помощь им в повседневных делах.

Поведенческие концепции.

Эти концепции начали формироваться со второй половины 30-х годов. Они были направлены на то, чтобы открыть и развить индивидуальные возможности и способности каждого работника в отдельности, поставить их на службу интересам организации. В основе этих концепций лежат так называемые теории «Х» и «У» одного из крупнейших представителей данного направления американского социолога Дугласа Мак – Грегора (1906 – 1964) и современная теория «Z» (создана американцем японского происхождения У. Оучи).

Теория «Х» рассматривает взгляды руководителя на работника доиндустриальной эпохи:

люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы;

у людей нет честолюбия, они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили;

больше всего люди хотят защищенности;

чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.

Теория «У» представляет взгляды демократичного руководителя на работника в современных условиях:

труд – процесс естественный. Если условия благоприятные, люди примут на себя ответственность;

если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль;

приобщение является функцией вознаграждения;

интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.

Теория «Z» представляет собой современный подход к персоналу:

необходима забота о каждом сотруднике;

привлечение сотрудников к групповому процессу принятия управленческих решений;

периодическая ротация кадров и пожизненная гарантированность занятости.

Системный подход.

Он сформировался в середине ХХ столетия в связи с переплетением всех сторон деятельности в организации: административной, производственной, технической, финансовой, маркетинговой, снабженческой, социальной.

В соответствии с системным подходом элементы, составляющие содержание управленческой деятельности, не просто функционально вытекают друг из друга, на что указывает процессный подход, но и связаны друг с другом. В результате, изменение в одном из элементов приводит к изменению во всей организации. Это требует комплексного решения всех проблем. Представителем системного подхода, впервые рассмотревшим предприятие как социальную систему, был американский исследователь Честер Бернард.

Количественный подход.

Толчком к возникновению этой теории стало появление и широкое распространение кибернетики, и моделирование с помощью ЭВМ. Их сторонники, опираясь на формализованные описания различных ситуаций, пытались путем моделирования найти оптимальное решение стоящей перед организацией проблемы.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту