рефераты по менеджменту

Основы менеджмента (справочно-информационные материалы)

Страница
15

При определении риска необходимо воспользоваться обоими источниками.

Чтобы правильно определить область риска, следует рассматривать альтернативы поочередно и пытаться предсказать те трудности, с которыми можно столкнуться в случае реализации каждой из них.

Концепции руководства в менеджменте

Руководство – это структурированное, систематическое инициирование, регулирование и координация действий людей в процессе достижения целей совместной деятельности.

Существует три подхода к определению эффективного руководства: подход с позиции личных качеств (теория черт); поведенческий подход (теория поведения); ситуационный подход.

Теория черт. Согласно этой теории лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств: уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, высокая степень уверенности в себе. Попытки определить особый набор черт характера и умственных способностей идеального руководителя имели весьма ограниченный успех. Самый важный вывод из всех подобных исследований сводится к следующим утверждениям, что индивидуальные черты личности руководителя почти не влияют на успех общего дела, и они не должны становиться критериями при отборе руководителей. Однако очень важно найти оптимальное сочетание между личными характеристиками руководителя и особенностями управляемой им группы.

Теория поведения. Согласно этой теории, эффективность деятельности руководителя определяется не его личными качествами, а манерой его поведения по отношению к подчиненным. Поведенческий подход сосредотачивает внимание на фактическом поведении руководителя, желающего побудить людей к достижению целей организации. В рамках поведенческого подхода разработаны стили руководства: управленческая решетка; руководство, ориентированное на работу и на человека; теория «Х», «У»; теория случайностей.

1. Управленческая решетка Р. Блейка и Д. Мутона отражает сочетание стилей, ориентированных на задачу и на людей (рис).

Рис. Управленческая решетка

Выделены пять типичных стилей руководства, выводимые из управленческой решетки.

1.1. Обедненное управление. Стиль руководства, не ориентированный ни на высокие трудовые достижения, ни на заботу о межличностных отношениях.

1.9. Управление в духе «загородного клуба». Минимальная забота о производстве сочетается с максимальной заботой о людях, что ведет к созданию комфортной дружелюбной обстановки, пусть даже за счет производственных показателей.

5.5. «Золотая середина». Стиль руководства, направленный на средние производственные показатели и среднюю удовлетворенность подчиненных.

9.1. Режим подчинения руководителю. Максимальная забота о производстве и минимальная – о людях. Приоритет максимизации производственных результатов, не предполагающий заботу о межличностных отношениях.

9.9. Групповое управление. Высокий уровень заботы о производстве синтезирован с высоким уровнем заботы о людях.

2. Теория руководства, ориентированного на работу и на человека предложена Р. Лайкертом и Р. Стогдиллом. Они сравнили группы с высокой производительностью труда и с низкой и пришли к выводу, что разницу в производительности может объяснить стиль руководства.

Руководитель, сосредоточенный на работе заботится о проектировании задачи и разработке системы вознаграждения для повышения производительности труда, требует строгого подчинения рабочим распорядкам, четкого выполнения поставленных задач.

Руководитель, сосредоточенный на человека заботится о повышении производительности труда путем совершенствования человеческих отношений, позволяет работникам участвовать в принятии решений.

3. Теория «Х» и «У» разработана Д. Мак – Грегором.

Теория «Х» рассматривает взгляды автократического типа руководителя на работника:

- люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы;

- у людей нет честолюбия, они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили;

- больше всего люди хотят защищенности;

- чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.

Поэтому руководитель ведет себя следующим образом:

- как можно больше централизует полномочия;

- жестко структурирует работу подчиненных;

- не дает подчиненным свободы в принятии решений;

- оказывает жесткое психологическое давление;

- навязывает неукоснительное соблюдение большого количества правил, которые регламентируют поведение подчиненных.

Теория «У» представляет взгляды демократичного руководителя на работника в современных условиях:

- труд – процесс естественный. Если условия благоприятные, люди примут на себя ответственность;

- если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль;

- приобщение является функцией вознаграждения;

- интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.

Теория «У» предполагает демократичный тип руководства:

- высокая степень децентрализации полномочий;

- подчиненные принимают активное участие в принятии решений;

- руководитель вкладывает усилия в создание атмосферы доверия и открытости;

- информационная открытость руководителя.

4. Теория случайностей Р. Танненбаума и У. Шмидта. Гласит, что эффективность руководства зависит не только от поведения руководителя, характера его взаимодействия с подчиненными, но и от соотнесения типа руководства, выбора руководящих действий со следующими факторами:

- вопросы, касающиеся особенностей конкретной ситуации - руководитель должен уяснить природу проблемы, обратить внимание на компетентность группы в целом, временные рамки, отведенные на принятие и реализацию решения;

- вопросы, касающиеся подчиненных – руководитель должен оценить склонность подчиненных к независимости, желание принимать на себя ответственность, а также интересы подчиненных, уровень знаний по конкретной проблеме;

- вопросы личного характера – руководитель должен оценить собственные взгляды, наклонности, уровень доверия к себе подчиненных, степень своей решительности.

Ситуационный подход. Предполагает, что в эффективности руководства решающую роль могут играть дополнительные факторы: потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействие среды, наличие у руководителя информации. То есть различные ситуации требуют выбора соответствующего способа руководства. К основным теориям относятся: ситуационная модель Ф. Фидлера; ситуационная модель Т. Митчелла и Р. Хауса; модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона.

1. Модель ситуационного лидерства Ф. Фидлера определяет три фактора, влияющие на поведение руководителя:

- отношения между руководителем и членами коллектива - подчиненные лояльны к руководителю, доверяют ему;

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту