рефераты по менеджменту

Анализ аттестации управленческого персонала среднего звена

Страница
3

Аттестация должна проводиться планомерно. Различают следующие ее виды:

– регулярная основная, развернутая (один раз в три-пять лет);

– регулярная промежуточная, упрощенная, ориентированная на оценку итогов текущей работы (для руководителей и специалистов один раз в год, а для некоторых категорий два раза в год и чаще);

– нерегулярная, вызванная чрезвычайными обстоятельствами (неожиданная вакансия, незапланированная возможность пойти на учебу), а также при введении новых условий оплаты труда.

Веснин В.Р. выделяет официальную (отражается в письменном документе юридического характера) и неофициальную (совокупность личных впечатлений, высказываемых окружающими, прежде всего руководителем), помогающей официальной.

Выделяют следующие виды официальной оценки: итоговую, промежуточную и специальную (по особым обстоятельствам). Их необходимо выбирать, исходя из ее целей и наличия квалифицированных оценщиков.

При итоговой оценке дается полная и разносторонняя характеристика трудовой деятельности и морального облика работника за весь период, помогающая лучше его понять, предвидеть поведение в сложных ситуациях. Обычно она проводится раз в 3 – 5 лет специальной комиссией, что снижает субъективизм и повышает комплексность.

Промежуточная оценка осуществляется (в США - с 1980-х гг.) непосредственным руководителем с учетом результатов предыдущей. В крупных западных фирмах для менеджеров и специалистов она проводится раз в год; для других категорий (новичков, лиц, включенных в резерв) – гораздо чаще (для рабочих и младших служащих раз в 6 мес.) [16, 12].

Иногда к промежуточной оценке могут привлекаться высший руководитель, представители службы персонала, коллеги и даже подчиненные.

Специальная оценка в связи с особыми обстоятельствами, например направлением на учебу, утверждением в новой должности и проч., проводится перед принятием соответствующего решения. Нередко для этого используются специальные оценочные центры.

Наряду с аттестационной оценкой в практике управления персоналом может иметь место самооценка путем письменных ответов аттестуемых на вопросы специальных анкет (бывает периодичной, по потребности, непрерывной). При этом испытуемые сами дают характеристику выполнению своих служебных обязанностей, достигнутым результатам, профессионализму, производственной дисциплине и проч. Это позволяет узнать, какие требования они сами предъявляют к себе и как собираются улучшать свою деятельность.

Результаты самооценки обсуждаются с коллегами и руководителями. Однако самооценка весьма субъективна (завышена или занижена), ибо человек не может воспринимать себя адекватно; поэтому должна обсуждаться в коллективе или с руководителем, а работник – иметь возможность высказать свое мнение по любому вопросу.

Общая методология оценки труда руководителей (рис. 1) исходит из того, что труд руководителей оценивается, прежде всего, по результатам работы подчиненного ему подразделения.

Таблица 2 – Обобщенная характеристика особенностей оценки разными субъектами

Субъект оценки

Участие в оценке

Достоинства

Недостатки

Непосредственный руководитель

Всегда

Лучше знает работника и его работу, подводит итоги

Субъективизм

Вышестоящий руководитель

Участвует при оценке непосредственным руководителем

Возможность общения с рядовыми сотрудниками

Большие затраты

Представитель службы персонала

При оценке психологического климата

Когда нет других вариантов

Незнание специфики работы

Самооценка

При необходимости сравнения себя с другими

Отправная точка аттестации

Возможность недооценки и переоценки

Коллеги

При групповой оценке

Объективность

Опасность бойкота

Подчиненные

Потенциально

Может использоваться при планировании карьеры

Отсутствие у подчиненных достаточной информации

Аттестационная комиссия

При принятии административных решений

Взвешенность, соблюдение требований Трудового законодательства

Громоздкость и формализованность процедур

Центры оценки

При определении потенциала перемещений

Учет множества факторов

Дорого, необходимо привлекать специалистов

В качестве основных показателей, характеризующих результаты производственной деятельности подразделения, могут быть:

– выполнение планового задания по объему и важнейшей номенклатуре;

– производительность труда;

– качество продукции (выполненных работ).

Рисунок 1 – Направления оценки труда руководителей

Управленческий персонал проходит аттестацию в комиссиях, организуемых вышестоящими органами по подчиненности. Как правило они аттестуются в первую очередь, а затем уже подчиненные им работники.

Современные методы оценки персонала

Существует множество способов оценки, используемых современными организациями, некоторые из которых рассматриваются ниже.

Наиболее старым и самым распространенным методом аттестации является метод стандартных оценок. Руководитель заполняет специальную форму, оценивая отдельные аспекты работы сотрудника в течение аттестационного периода по стандартной шкале (Приложение А).

Данный метод отличается простотой, малыми издержками и общедоступностью. Руководителю не требуется ни специальной подготовки, ни значительных затрат времени или других ресурсов. Использование данного метода также обеспечивает единообразие аттестации всех сотрудников.

Однако метод стандартных оценок страдает рядом серьезных недостатков. Во-первых, аттестацию проводит один человек - руководитель, что предполагает высокую степень субъективности и односторонности оценки. Хотя он должен принимать во внимание только профессиональные качества сотрудника, на оценке могут отразиться (и практически всегда отражаются) личные взаимоотношения с подчиненным. Во-вторых, стандартная шкала не учитывает особенностей профессиональной деятельности каждого отдельного работника, что может повлиять на качество оценки [13, 5].

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту