Таблица 2
|  
 Факторы, учитываемые в SWOT-анализе  |  |
|  
 Потенциальные внутренние сильные стороны (S):  |   
 Потенциальные внутренние слабости(W):  |  
|  
 Четко проявляемая компетентность  |   
 Потеря некоторых аспектов компетентности  |  
|  
 Адекватные финансовые источники  |   
 Недоступность финансов, необходимых для изменения стратеги  |  
|  
 Высокое искусство конкурентной борьбы  |   
 Рыночное искусство ниже среднего  |  
|  
 Хорошее понимание потребителей  |   
 Отсутствие анализа информации о потребителях  |  
|  
 Признанный рыночный лидер  |   
 Слабый участник рынка  |  
|  
 Четко сформулированная стратегия  |   
 Отсутствие четко выраженной стратегии, непоследовательность в ее реализации  |  
|  
 Использование экономии на масштабах производства, ценовое преимущество  |   
 Высокая стоимость продукции в сравнении с ключевыми конкурентами  |  
|  
 Собственная уникальная технология, лучшие производственные мощности  |   
 Устарелые технология и оборудование  |  
|  
 Проверенное надежное управление  |   
 Потеря глубины и гибкости управления  |  
|  
 Надежная сеть распределения  |   
 Слабая сеть распределения  |  
|  
 Высокое искусство НИОКР  |   
 Слабые позиции в НИОКР  |  
|  
 Наиболее эффективная в отрасли реклама  |   
 Слабая политика продвижения  |  
|  
 Потенциальные внешние благоприятные возможности (О):  |   
 Потенциальные внешние угрозы (Т):  |  
|  
 Возможность обслуживания дополнительных групп потребителей,  |   
 Ослабление роста рынка, неблагоприятные демографические изменения ввода новых рыночных сегментов  |  
|  
 Расширение диапазона возможных товаров  |   
 Увеличение продаж заменяющих товаров, изменение вкусов и потребностей покупателей  |  
|  
 Благодушие конкурентов  |   
 Ожесточение конкуренции  |  
|  
 Снижение торговых барьеров в выходе на внешние рынки  |   
 Появление иностранных конкурентов с товарами низкой стоимости  |  
|  
 Благоприятный сдвиг в курсах валют  |   
 Неблагоприятный сдвиг в курсах валют  |  
|  
 Большая доступность ресурсов  |   
 Усиление требований поставщиков  |  
|  
 Ослабление ограничивающего законодательства  |   
 Законодательное регулирование цены  |  
|  
 Ослабление нестабильности бизнеса  |   
 Чувствительность к нестабильности внешних условий бизнеса  |  
Для стратегической перспективы компании особенно значимы сильные стороны, так как они являются краеугольными камнями стратегии и на них должно строиться достижение конкурентных преимуществ. В то же время хорошая стратегия требует вмешательства в слабые стороны. Организационная стратегия должна быть хорошо приспособлена к тому, что можно сделать. Особое значение имеет идентификация отличительных преимуществ компании. Это важно для формирования стратегии, так как: - уникальные возможности дают фирме шанс использовать рыночные благоприятные обстоятельства, - создают конкурентные преимущества на рынке, - потенциально могут быть краеугольными камнями стратегии.
Следует отличать благоприятные возможности отрасли и компании. Превалирующие и вновь возникающие благоприятные возможности в отрасли наиболее подходят компании, которая имеет конкурентные преимущества или другие возможности для роста. SWOT-анализ помогает ответить на следующие вопросы[84]:
- использует ли компания внутренние сильные стороны или отличительные преимущества в своей стратегии? Если компания не имеет отличительных преимуществ, какие из ее потенциальных сильных сторон могут ими стать?
- являются ли слабости компании ее уязвимыми местами в конкуренции и/или они не дают возможности использовать определенные благоприятные обстоятельства? Какие слабости требуют корректировки, исходя из стратегических соображений?
- какие благоприятные обстоятельства дают компании реальные шансы на успех при использовании ее квалификации и доступа к ресурсам? Заметим: Благоприятные возможности без способов их реализации - иллюзия. Сильные и слабые стороны фирмы делают ее лучше или хуже приспособленной к использованию благоприятных возможностей, чем у других фирм.
- Какие угрозы должны наиболее беспокоить менеджера, и какие стратегические действия он должен предпринять для хорошей защиты?
Стратегический стоимостный анализ
Один из наиболее четких индикаторов ситуации компании - ее ценовая позиция по отношению к конкурентам. Особенно это относится к отраслям со слабо дифференцированной продукцией, но даже в противном случае компании вынуждены не отставать от соперников, иначе они рискуют потерять конкурентную позицию. Различия в издержках соперников могут вызваться: - разницей цен на сырье, материалы, комплектующие, энергию и т.д. - разницей в базовых технологиях, возрасте оборудования, - разницей во внутренних себестоимостях из-за различных размеров производственных единиц, кумулятивного эффекта выпуска, уровней производительности, различных налоговых условиях, уровней организации производства и т.д. - разницей в чувствительности к инфляции и изменениям курсов валют, - разницей в транспортных расходах, - разницей затрат в каналах распределения.
Стратегический стоимостный анализ фокусируется на относительной стоимостной позиции фирмы по отношению к ее соперникам. Первичным аналитическим подходом такого анализа является построение стоимостной цепи по отдельным действиям, показывающей картину стоимости от сырья до цены конечных потребителей (табл. 2)[85]. Эта таблица показывает, что имеется три главных области в цепи действия/издержки, где возможны наибольшие различия для конкурирующих фирм: область снабжения, передовые части каналов распределения, собственно внутренняя деятельность компании. Если фирма теряет конкурентоспособность в задней или передней частях цепи, она может изменять свои внутренние действия с целью восстановления конкурентоспособности.